Объём ж/д перевозок рыбы внутри России вырос на 33% в 2023 году, достигнув почти 930 тыс. тонн
По данным Ассоциации добытчиков минтая (АДМ), в России общий объем перевозок рыбопродукции по железной дороге по всем видам сообщений по итогам 2023 года превысил 1 млн тонн, что на 13% больше показателя 2022 года. Внутренние перевозки при этом выросли на 33% — до 929,1 тыс. тонн, а экспортные снизились на 70% — до 48,5 тыс. тонн. Ключевым направлением отправок с Дальнего Востока стала Московская область: на нее пришлась треть всего объема дальневосточной рыбы.
«Рекордный улов 2023 года сказался на объеме поставок рыбопродукции на внутренний рынок, а вместе с ним вырос и объем перевозок продукции по железной дороге. Этот вид транспортировки остается наиболее востребованным в России. Основной объем перевозок рыбы приходится на Дальний Восток: в 2023 году по ДВЖД было отправлено более 951,6 тыс. тонн мороженой рыбопродукции, что на 12% больше уровня 2022 года. Более 75% рыбы с Дальнего Востока ушло в три региона: Московская, Свердловская и Новосибирская области. На Московскую область при этом пришлось 39% отправок», — рассказал глава АДМ Алексей Буглак.
По оценкам ассоциации, по сравнению с показателями 2022 года общий объем ж/д перевозок рыбопродукции с Дальнего Востока вырос на 12%: внутренние перевозки увеличились на 33% (929,1 тыс. тонн), транзит — на 32% (15,9 тыс. тонн). Объемы ж/д доставки импортной продукции выросли на 18% до 17,7 тыс. тонн. При этом на экспорт по железной дороге в минувшем году ушло на 70% меньше, чем годом ранее – 48, 5 тыс. тонн, что связано с восстановлением экспортных отгрузок морским транспортом на китайском направлении.
Проведенный АДМ анализ внутригодовой динамики показал, что максимальный объем отправок пришелся на сентябрь (86,4 тыс. тонн). «Сентябрь традиционно является пиковым периодом отправок рыбы с Дальнего Востока, в первую очередь, лосося. В 2023 году лососевая путина была рекордной: вылов самого массового вида тихоокеанских лососей – горбуши – достиг 478,5 тыс. тонн. Поставки горбуши ориентированы именно на внутренний рынок и наибольший объем доставляется в регионы страны именно по железной дороге. Значительная доля грузооборота пришлась и на минтаевую продукцию, отгрузки которой на внутренний рынок в 2023 году также выросли: по итогам года они достигли 193 тыс. тонн, что на 13% больше, чем в 2022-м. При этом в рамках субсидируемой доставки минтая было перевезено около 80 тыс. тонн продукции», — рассказал Алексей Буглак.
Он отметил, что большая часть рыбопродукции перевозится на рефрижераторном подвижном составе (481 тыс. тонн), объем перевозки в рефконтейнерах немного меньше (411 тыс. тонн). «Тип подвижного состава зависит от направления перевозки и перевозимой продукции. Так, рефрижераторные вагоны больше задействованы при перевозках рыбы в Сибирь и на Урал, рефконтейнеры преимущественно используются для доставки в Москву, Московскую область и Санкт-Петербург», — объяснил глава АДМ.