Обеспечить баланс интересов государства и бизнеса в порту – важная задача
2 ноября Госдума приняла во втором чтении проект федерального закона № 1029636-6 "О внесении изменений в ФЗ «О морских портах в Российской Федерации» в части расширения прав операторов морских терминалов. В первом чтении законопроект был рассмотрен в текущем году ещё Госдумой 6-го созыва 17 мая.
В тексте законопроекта ко второму чтению появился новый вид портового сбора - инвестиционный портовый сбор. Новый сбор предусматривается направить на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры морских портов, относящихся к объектам федеральной собственности. Порядок определения размера данного сбора, порядок его взимания и применения будет утверждаться Правительством РФ.
Ожидания от введения инвестиционного сбора прокомментировала руководитель проекта «Морские порты Информ-24» Анна Горнова:
- В связи с данной новеллой есть позитивные ожидания, что данный сбор будет направлен на развитие и модернизацию наших портовых сооружений, причалов, в том числе - наших рыбных портов и причалов, которые находятся сегодня, к большому сожалению, в плачевном состоянии. А отдать их бизнесу в долгосрочную аренду выходит не всегда оптимально с позиции государственных интересов. К примеру, есть рыбаки в регионах, которые не желают находиться в прямой зависимости от хозяина-арендатора причала. К тому же по объёму финансовой выручки перевалка рыбы в сравнении с другими видами грузов (металлы, автомобили и пр.) проигрывает, что часто лишает наш берег тех дополнительных объёмов рыбы, которые сделают эту продукцию доступной для россиян. Сегодня часто приходится слышать от рыбаков, что в родных портах их не ждали, отправили ожидать разгрузки улова на неделю. И конечно, в такой ситуации они разворачиваются и уходят в корейский порт.
В перечне портовых сборов всё ещё значится причальный сбор. Однако, на сегодняшний день в России практически не осталось портовой инфраструктуры, где он взимается государством, т.к. инфраструктура в основном находятся в аренде у бизнеса. Фактически причальный сбор исчез как явление в процессе эволюции хозяйственных отношений в порту. Поэтому, в данном случае инвестиционный сбор может стать тем механизмом целевого назначения, благодаря которому государство, операторы портовых терминалов отремонтируют и обновят причальные стенки, а суда, швартуясь в наших портах, спустя какое-то время наконец-то увидят разницу. При этом важно, чтобы на данном направлении государственные организации, ФГУПы применяли инновации, инновационные технологии, которые сегодня есть в нашей стране у наших научно-производственных объединений.
Реализация транспортной стратегии до 2030 года предусматривает большой объём строительства в портах на Дальнем Востоке, обустройство маршрута Севморпути, что является одним из ключевых приоритетов государства. Поэтому, обеспечить баланс интересов государства и бизнеса в порту – важная задача, на решение которой и направлен данный законопроект.
Буквально на днях стало известно о приостановке в Приморье программы «Доступная рыба». Причина - портовые холодильники непомерно подняли цены на хранение уловов. В путину подняли цены в 5 раз портовые склады, выросли цены на услуги авто и ж/д перевозчики. А ведь речь идёт о таких массовых видах рыбы как горбуша, навага, камбала, минтай, сельдь. Поэтому в данном случае претензии, которые предъявляло государство, в том числе ФАС к нашим рыбакам, к рыбодобывающим компаниям теперь можно адресовать и к нашим портам.