Обновление прибрежного рыболовного флота: почему мало желающих строить
Первым получателем субсидии в рамках программы поддержки развития малого и среднего рыбопромыслового флота стало ООО "Дельта Фиш ЛТД". В 2020 году камчатская компания получила 27,3 млн руб – около трети расходов на строительство рыболовного сейнера проекта 1338. Всего в списке потенциальных участников программы значится около десятка компаний, причем, часть из них имеют общие корни. Кто может рассчитывать на субсидию, и почему прибрежные рыбаки не спешат получать государственные миллионы?
- Дубник А. Е., куратор проекта, начальник управления флотов, портов и мониторинга Федерального агентства по рыболовству
– Постановление правительства о субсидировании строительства № 1917 касается 15 – 40-метровых судов, занимающихся промыслом неквотируемых видов рыб. На сегодня в рамках программы господдержки заключены контракты на строительство 20 рыболовных судов на сумму 8 076 млн рублей. По нашей информации, рыбопромысловые компании планируют построить еще 13 судов на сумму 5 500 млн руб.
– Не так много претендентов…
– Проект реализуется чуть больше года – с декабря 2019-го. Рыбаки пока изучают механизм. Не сказать, что сегодня много желающих вкладывать средства в новые суда – объекты промысла малорентабельные, и рыбаки идут в проект с некой опаской, просчитывая, окупятся ли затраты. Тем не менее, программа набирает обороты, появляются всё новые участники.
"Черноморская рыбодобывающая компания" планирует до 2025 года построить десять средних траулеров-сейнеров проекта СРТС 38 "Орион". Есть желающие обновить флот на Каспии, Дальнем Востоке. Мы общаемся с рыбаками, по каждому бассейну проводились совещания, сейчас планируем подготовить встречу по Каспийскому бассейну.
Кроме субсидий не исключено и использование механизмов лизинга, этот вариант был заложен в постановлении. Хотелось бы реализовать льготный лизинг на уровне того, что предлагает ОСК для пассажирских судов. На все типы судов они дают 6%, а на пассажирские под 2%. Мы рассчитываем на примерно такую же ставку для рыболовных судов. Будет ли задействована лизинговая компания ОСК или какая-то другая, пока не определено, вопрос находится в совместной проработке с Минсельхозом.
– Срок действия программы субсидирования определен?
– Срок не оговорен, программа действует пока есть интерес и деньги. Они, правда, небольшие, в бюджете заложено 600 млн. рублей, пока этого хватает. Если интерес рыбаков повысится, будем запрашивать дополнительное финансирование.
– Какова процедура получения субсидий?
– Компания высказывает желание стать участником программы, готовит заявку на субсидию, которую должен одобрить Минпромторг. Согласовав заявку и получив уверенность в том, что им выплатят субсидию в размере 30% от стоимости судна, рыбаки заключают контракты с верфями. После завершения строительства, владелец оформляет свидетельства о праве собственности на судно и регистрации в судовом реестре, а также документы о вводе судна в эксплуатацию. Всё это совместно с заявкой на получение субсидии передается в Минпромторг, и в следующем финансовом году судовладелец получает деньги. Мы, в свою очередь, пять лет отслеживаем, что судно применяется по назначению, для рыболовства. Если оно будет использоваться в других целях или его продадут, судовладелец должен будет вернуть госсубсидию.
– Почему постановление правительства ограничило минимальный размер судна 15-ю метрами?
– На этапе разработки постановления было решено, что на строительство совсем небольших по размерам судов требуются не такие большие затраты, и рыбаки вполне могут строить такие суда самостоятельно. У нас нет ограничений по типу водоема (пресный или морской), поэтому любой, кто захочет построить судно заданных параметров – 15-40 м, может рассчитывать на эту меру поддержки.
– Какова потребность в обновлении флота? Оценивалось ли количество потенциальных участников программы?
– Реализация проекта "Инвестиционные квоты" показывает, что на смену старому флоту приходят суда более высокой производительности. Соответственно, с программой субсидирования у нас тоже будет похожая история. Т.к. суда будут иметь бóльшую производительность, то в количественном отношении их потребуется меньше, чем есть сегодня. Поэтому мы оцениваем потребность, учитывая объемы вылова и мощности переработки. Пока запланировано поддержать строительство до 100 судов. Ближе к завершению проекта появится более четкое понимание, сколько судов потребуется ещё построить.
– Что готова предложить рыбакам судостроительная отрасль?
– Летом этого года мы совместно с Минпромторгом провели расширенное совещание. Рассматривался вопрос локализации производства на примере рыболовецких судов длиной до 40 метров. Для участия в обсуждении были приглашены отечественные КБ, проектанты, разработчики и изготовители судового комплектующего оборудования, представителей верфей и рыбаки.
Свои решения продемонстрировали многие компании. КБ "Восток", к примеру, презентовал проект рыболовецкого судна с отечественным оборудованием, соответствующим требованиями по локализации, которые определены в постановлении правительства № 719. Правда, и стоимость была озвучена довольно приличная – 600 млн. рублей. При том, что в программе субсидирования максимальная цена составляет 400 млн. рублей. Это означает, что 30%-я компенсация будет рассчитываться из такой суммы. В итоге, рыбаки сказали, что им нужны суда дешевле.
– На кого рассчитана программа субсидирования?
– На регионы с прибрежным рыболовством. Сегодня у нас строят суда для Черного моря, Каспия, Калининграда, довольно активен Дальний Восток. Закон о рыболовстве не так давно изменился. Если раньше законодательство определяло, что прибрежное рыболовство – это лов в небольшом удалении от берега, то сегодня прибрежным считается рыболовство, в котором предусматривается доставка свежей рыбы для переработки на берег. То есть рыба может ловиться и в 100 милях от берега, но раз в пять дней, грубо говоря, ее доставляют на переработку на завод в свежем или охлажденном виде. Не только не замороженную. Это и является прибрежным рыболовством. Соответственно, им могут заниматься даже крупные суда.
- Кресько И.В., председатель производственного кооператива Рыбколхоз «Парижская Коммуна»
– Игорь Викторович, как вы стали участником программы субсидирования?
– Мы узнали о программе, когда уже занимались проектом нового судна. Все бумажные дела по получению субсидии должны были завершить в прошлом году, но судоверфь в Приморско-Ахтарском не успела получить и передать нам один документ. В итоге наше субсидирование перенесли на 2021 год.
– Процесс согласования документов сложный?
– Готовила весь пакет документов наш главный бухгалтер. Министерство было с нами на связи, специалист Минпромторга очень хорошо с нами общалась. В целом, без проблем.
– Почему выбрали проект ПМ74-М?
– Ориентировались по средствам, но сейчас, когда бот начал работать в море, смотрим – маловат, конечно. Трюм маленький, недостаточной вместимости. Но, тем не менее, с чего-то нужно было начинать.
– Из-за чего решили строить на «Заводе металлоконструкций» в Приморско-Ахтарске?
– Проектом и постройкой занимался специальный представитель нашей организации и капитан. Они вели переговоры с судостроительной верфью в Санкт-Петербурге, но решили строить в Приморско-Ахтарске.
– Не рассматривали бэушный вариант?
– Нет, соучредители приняли решение построить новое судно. Много чего ещё приходится докупать, например, калибровочную машину. Сейчас хамсу ловим, она идет вперемешку, треть – мелочь, остальное – более-менее крупная рыба, которую нужно калибровать, чтобы судно работало и давало прибыль. Видимо из-за сложившейся тяжелой ситуации в 2020 году в связи с пандемией, все сопутствующие предприятия, в том числе и мы, потерпели значительные убытки.
У нас сейчас лежит 20 тонн мороженой хамсы, не можем ее продать. До нового года пытались, надеемся 2021 год покажет себя с лучшей стороны. А бот ловит каждый день, вчера пару тонн поймали, сегодня вышли, то же самое.
– Ванны для рыбы используете?
– Да, мы приобрели термобоксы и установили на палубе, чтобы больше рыбы привозить на берег.
– Много конкурентов?
– Конечно, у нас под боком Новороссийск. Там есть компания, которая занимается хамсой двадцать лет. У них несколько судов, налажена реализация. Плюс, Крым присоединился, СРТМы крымские здесь теперь ловят. Прямо сейчас пять штук работает в Геленджикском районе.
– Дальше обновлять флот не планируете?
– Да, в планах есть, мы решили пройти годичный цикл рыбалки и посмотреть прибыльность. Также у нас есть магазин, цех, занимаемся переработкой покупной рыбы, изготавливаем копченую, вяленую рыбу и соленую продукцию.
– Что происходит с рыбными запасами Черного моря?
– Занимаюсь рыбколхозом уже четвертый год, черноморская сельдь два года как пропала. В 2017 году наши бригады прибрежного лова ловили за месяц 15-17 тонн. В прошлом и в этом году селедки вообще не было. Популяции рыбы ежегодно сильно сокращаются. Рыба – барабуля, ставрида – идет к нам сюда из Керчи, и почему-то сейчас не доходит. Уловы серьезно уменьшились.
- Парфенюк Д.А., директор ООО "Марфиш"
– Денис Александрович, как строится ваше взаимодействие с Минпромторгом в рамках программы субсидирования?
– На данный момент действуют новые поправки в постановление правительства, внесенные в феврале 2020 года, и, если эти новые формулировки не изменят, мы рискуем не получить субсидию на свой траулер "Всеслав". Так же без компенсации могут остаться СПК "Петротрал-2", который, кстати, заложил корпус судна по этому же проекту осенью прошлого года и ООО "Петротрал", у них подписан договор на строительство судна с верфью. К ситуации подключилась администрация Калининградской области, которая пытается нам помочь. Даже если ситуацию не удастся разрешить, судно всё равно будет достроено, так как нам требуются новые пароходы для эффективной работы в море и поставки на берег качественной продукции.
– Почему вы выбрали проект 174610?
– Мы не выбрали, мы сами его создали. Не было готового проекта, который бы нам подходил, и мы были бы готовы его строить. КБ "Адомат" находится на одной территории с нами. Плотное сотрудничество с бюро началось примерно девять лет назад, когда переоборудовали МРТК типа "Балтика" с заменой главного двигателя и переоснащением трюма для доставки улова наливом. Первый траулер, который прошел глубокую модернизацию, был "Капитан Лобанов", в работе непосредственное участие также принимал "Адомат".
По сути, проект 174610 – это совместная работа "Адомата" и "Марфиша". Мы высказывали свои пожелания, а специалисты КБ воплощали это в проекте, так этот проект и родился. Мы создавали судно под свои нужды и потребности.
– Почему решили строить в Светлом?
– Зачем искать кого-то на стороне, когда есть свои специалисты, своя площадка, где можно вести строительство и контролировать процесс.
– При выборе проекта изучали чей-то опыт?
– Смотрели похожие варианты у норвежских коллег. У них очень похожие суда по типу, длине, ширине и насыщению.
– Сколько будет стоить аналогичный норвежский траулер?
– На этот вопрос так сразу не отвечу, всё зависит от комплектации.
– Всего планируется построить шесть сейнеров-траулеров проекта 174610. Они будут идентичными?
– Возможно, суда для Каспия и Черного моря будут иметь немного меньшую осадку, чтобы дойти отсюда и потом перемещаться между Черным и Каспийским морями. Такой вариант сейчас рассматривается. Суда наших компаний уже довольно успешно работают на Каспии.
– Программа субсидирования действует более года, но желающие строить 15-40-метровые рыболовные суда в очередь не выстраиваются…
– Компаний, имеющих деньги на постройку нового парохода, немного. Проще купить бэушное судно в Литве, Латвии или Эстонии. Получается гораздо дешевле и быстрее. Контракт подписал, через месяц-два пароход войдет в строй и будет работать. Да, он не будет новым и таким эффективным, но ловить рыбу сможет.
Строительство нового парохода требует серьезных денег и может растянуться на пару-тройку лет. Еще и пандемия начала влиять – многие комплектующие поступают из-за рубежа, границы закрыты, заводы толком не работают и агрегаты не успевают вовремя поставить.
– Насколько флот сегодня обновляется?
– В последний год рыбаки приобрели довольно много судов.
– Бэушных?
– Конечно, новых никто не покупал.
– Экономические расчеты кто-то проводит? Что выгоднее: купить бэушный подешевле, но попроще или построить новый?
– Конечно же, новый пароход будет эффективнее, ведь старый не сможет выдавать рыбу такого качества. Суда, которые приобретаются за границей, работают в большинстве случаев через ящики, рыба наливом не доставляется, улов неживой. У нас же будет совсем другое качество. Одно новое судно заменит, как минимум, три МРТК типа "Балтика".
– Предварительно стоимость нового судна проекта 174610 оценивалась в районе 290 млн рублей. Эта цена сохранится?
– Сумма корректируется, выйдет, конечно, дороже. Сроки увеличиваются, курс тоже плавает туда-сюда, комплектующие с каждым годом растут в цене. Сейчас уже заключаем контракты на следующее судно, поставщики предупреждают, что в этом году комплектующие будут на 5-10% дороже, чем на первом корпусе.
– Что и где планируете ловить новыми судами?
– Район промысла – Балтийское море. В основном, ловим мелкосельдевые породы рыбы – кильку, салаку. Можем вести промысел трески, камбалы. Судно универсальное, при необходимости можно будет провести небольшое и короткое по времени дооборудование, стать сейнером и спокойно работать кошельком.
– А в Азово-Черноморском бассейне что будете ловить?
– Все пелагические виды рыб, разрешённые для промысла.
Проекты строительства рыбопромысловых судов в рамках механизма господдержки (постановление правительства Российской Федерации от 27.12.2019 № 1917) (реализуемые и планируемые) по состоянию на 30.12.2020 г.
Стадия реализации |
Заключены судостроительные контракты |
||||
Бассейн |
Дальневосточный |
Западный |
Азово-Черноморский |
Азово-Черноморский |
Азово-Черноморский |
Тип судна, проект |
Малый рыболовный сейнер, проект 1338 (МРС-150L) |
Сейнер-траулер "Адомат", проект 174610 |
Средний рыболовный траулер-сейнер, проект СРТС 38 "Орион" |
Сейнер-траулер "Адомат", проект 174610 |
Бот промысловый, проект ПМ-74М |
Количество |
3 |
4 |
10 |
2 |
1 |
Основные технические характеристики |
Длина – 23,1 м |
Длина – 27 м |
Длина – 38,5 м |
Длина – 27 м |
Длина – 15,6 м |
Место строительства |
СЗОР, г. Благовещенск |
ООО "СИРМФ", |
АО "СЗ Море", |
ООО "СИРМФ", |
ООО "Завод металлоконструкций", г. Приморско-Ахтарск Краснодарского края |
Заказчик |
ООО "Дельта Фиш ЛТД" |
ООО "Марфиш" |
ООО "Черноморская рыбодобывающая компания" |
ООО "Морской колокол" |
РК "Парижская Коммуна" |
Стоимость общая, млн. рублей |
270,0 |
1 150,0 |
6 000,0 |
660,0 |
17,0 |
Срок сдачи по контракту |
1-е – 2020 год |
1-е – 2021 год |
До 2025 года |
1-е – 2022 год |
2020 год |
Сейнер проекта 1338 (МРС-150L) для ООО "Дельта Фиш ЛТД", строитель ОАО "СЗОР", г. Благовещенск / Фото: ОАО "СЗОР"
Дубник А. Е., куратор проекта, начальник управления флотов, портов и мониторинга Федерального агентства по рыболовству
Парфенюк Д.А., директор ООО "Марфиш" на фоне МСТР "Всеслав" – головного судна проекта 174610. Строитель: ООО "СИРМФ", проектант" КБ "Адомат" / Фото: ООО "Марфиш"
Бот промысловый, проект ПМ-74М, длина – 16,6 м, ширина – 4,15 м, осадка – 1,5 м Фото: Рыбколхоз «Парижская Коммуна»