Обоснования АСРФ в поддержку законопроекта о расширении механизма инвестквот
Аргументы Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) в дебатах «регуляторной гильотины».
1. Инвестиционные квоты формируются на равной основе, включая квоты инвесторов
Механизм для 2-го этапа инвестквот остается без изменений. ОДУ на инвестиционные цели формируется из общего ОДУ, что уменьшает в равной части «исторические» квоты всех пользователей, в том числе инвесторов. Распределение инвестквот осуществляется поэтапно на следующий год по мере ввода объектов (судов и заводов) в эксплуатацию.
Утверждения противников законопроекта об одностороннем и значительном сокращении квот для промышленного и прибрежного рыболовства за счет распределения квот на инвестиционные цели не соответствуют действующему отраслевому законодательству и практике.
Также несостоятельно утверждение об обязательном характере требований, предусмотренных законопроектом. Все заявки на отбор инвестиционных проектов подаются добровольно.
2. Конкурентный отбор инвестиционных проектов
В целях защиты и сохранения параметров отбора инвестиций законопроект предусматривает компенсацию в размере 4% ОДУ на инвестиционные цели 1-го этапа, так как при выделении 20% ОДУ на 2-й этап инвестиций размер ОДУ 1-го этапа арифметически уменьшается (20%*20%=4%). Расчеты имеются в пояснительной записке к законопроекту.
3. Освоение ресурсов, зарезервированных под инвестиции, финансовые гарантии постройки и проверка судов и заводов на требования по переработке
Инвесторы самостоятельно без государственной поддержки обновляют флот и береговую переработку. Таким образом, отсутствуют риски потерь бюджетных средств. Инвестиционные квоты распределяются для освоения на следующий год только после государственной регистрации объектов инвестиций, до этого момента ресурс осваивается в рамках «исторических» квот.
Законопроект сохраняет для 2го этапа инвестиционных квот финансовое обеспечение постройки объектов инвестиций. Инвесторы отвечают банковскими гарантиями перед федеральным бюджетом не только за срок постройки, но и за соответствие объектов инвестиций требованиям по рыбопереработке. Размеры банковских гарантий определены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2017 № 633 и составляют от 1 млрд рублей за постройку крупнотоннажного траулера-процессора до 10 млн рублей за завод малой мощности по переработке донно-пищевых видов рыб.
4. Сроки реализации 2го этапа инвестиционных квот
Законопроект предусматривает вступление в силу положения о 2м этапе инвестиционных квот с 2023 г., что позволит в том же году подготовить документы и подать заявки, в 2024 г. – провести отбор инвестиционных проектов, в конце 2024 г. – в 2025 г. приступить к строительству объектов инвестиций. С учетом сроков постройки государственная регистрация и ввод объектов инвестиций в эксплуатацию планируются в 2029-2030 гг. Распределение инвестиционных квот 2го этапа произойдет на следующий год после ввода в эксплуатацию объектов инвестиций – не ранее 2030 года.
5. Комплексный подход к береговой переработке
Разделение инвестиций на морскую и береговую переработку носит условный характер, так как береговая переработка без добычи (вылова) рыбы современным флотом существовать не может.
Более того закрепление и распределение отдельных инвестиционных квот для рыбоперерабатывающего завода и для судов, поставляющих сырьё на завод, противоречит Закону о рыболовстве, так как приведет к превышению установленного размера таких инвестиционных квот (сверх половины мощности объекта).
Рыбоперерабатывающий завод является продолжением технологической цепи от вылова до производства продукции с высокой степенью переработки. При этом береговая переработка может обеспечить более широкий ассортимент продукции по сравнению с производством в море.
Для 2го этапа инвестквот предлагаются комплексные объекты инвестиций береговой переработки: заводы по переработке минтая с рыбопромысловыми судами, обеспечивающими этот завод сырьем.
Во 2м этапе инвестквот может быть создано до 5 таких комплексов большой мощности в Камчатском крае и Сахалинской области — без значительного удаления от районов промысла.
Комплексный объект инвестиций (завод и добывающие суда) позволит обеспечить во 2м этапе инвестквот сопоставимость размеров инвестиций и распределяемых инвестиционных квот, исключить риски недобросовестной практики — строительства объекта инвестиций в целях получения инвестквот без выполнения обязательств по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью.
6. Второй этап аукционов инвестиционных квот крабов
Перед проведением торгов крабовых инвестквот 1го этапа в 2019-2021 годах размеры лотов были определены Правительством Российской Федерации в соответствии с промысловой мощностью такого судна и в достаточном для окупаемости затрат объеме.
Предположение о том, что ранее заключенные договора служат источником инвестиций для строительства краболовов или иных промысловых судов, необоснованно. Инвестиции в покупку каждого лота и строительство каждого отдельного краболова обеспечены предоставляемым на следующий год после победы в аукционе ресурсом на добычу.
По прошествии более 2х лет после 1го этапа крабовых аукционов не отмечено банкротств участников сегмента крабовой добычи. Исключением, по причине правонарушений контролирующих их лиц, стали крупные предприятия — ООО «КУК» и ООО «Монерон», находящиеся в процедуре банкротств.
Анализ финансовых показателей 62 участников крабового сегмента добычи на Дальнем Востоке и распределения им на 2022 г. около 33 тыс тонн квот крабов для промышленного и прибрежного рыболовства, показывает, что на малые предприятия приходится не более 7 % таких квот. Большинство из них аффилированы с другими участниками (крупными и средними компаниями). Фактически доля освоения квот крабов для промышленного и прибрежного рыболовства самостоятельным малым бизнесом значительно ниже.
Практика проведения 1-го этапа аукционов инвестиционных квот крабов показала, что все победители аукционов привлекли значительные заемные средства на реализацию инвестиций. Российским законодательством предусмотрена возможность объединения средств нескольких лиц в форме простого или инвестиционного товариществ, в том числе для участия в аукционах.
В качестве инвестиционных обязательств победителей аукционов предлагается определить постройку краболовных судов, как это предусмотрено постановлением Правительства РФ от 28.08.2019 № 1112.
Строительство краболовных судов победителями 2го этапа аукционов обеспечит поэтапное обновление краболовного флота, эффективность и безопасность промысла. По итогам 1го этапа строится 41 новое судно. 2й этап сохранит темпы обновления. В настоящее время в российском промысле крабов задействованы около 150 краболовных судов, их средний возраст превышает 30 лет. Основная часть этих судов подвергалась переделке под крабовый промысел и не соответствует современным требованиям.