Обзор исследования «POLLACKONOMIC» — PLANET TRACKER
Обзор исследования подготовлен экспертами в областях экономики и экологии по запросу Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ).
Международная организация PLANET TRACKER, в июле 2021 года опубликовала исследование «Рollackonomics — что покупка одного траулера раскрывает об экономике крупнейшего в мире источника вкусной рыбы».
PLANET TRACKER (РТ) – некоммерческий финансовый аналитический центр. Он был создан в первую очередь для инвесторов, чтобы анализировать риски неэффективности рынка и сбоев рыночного механизма, связанных с воздействием на окружающую среду, которые, помимо изменения климата, должны быть учтены инвесторами. PT разрабатывает аналитику для переосмысления взаимодействия финансовых и экологических данных в целях изменения приёмов работы лиц, принимающих финансовые решения, чтобы помочь избежать как экологических, так и финансовых сбоев.
SEAFOOD TRACKER (ST) является частью группы Planet Tracker. Он исследует влияние, которое финансовые структуры могут оказать на долгосрочную корпоративную практику посредством финансирования зарегистрированных на бирже компаний, занимающихся промыслом рыбы и аквакультурой, чтобы привести рынки капитала в соответствие с устойчивым управлением ресурсами океана и прибрежно-морскими ресурсами.
В работе анализируется долгосрочная экономическая эффективность промысла минтая, как одного из крупнейших в мире, обсуждается природный капитал и геополитические последствия амбициозных инвестиций России в добычу и переработку морепродуктов, в частности минтая.
ОТЗЫВЫ:
И.Н. Рыкова, руководитель Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института (НИФИ Минфина России), д.э.н., академик РАЕН
Основной вывод исследования – будущее промысла минтая в России и США, основных стран добычи этого объекта, в обновлении промыслового флота. Необходимо расширение источников инвестиций для выполнения этой задачи.
В исследовании приведён подробный анализ случая покупки иностранного промыслового судна 1992 года постройки для российского промысла минтая. Несмотря на возраст траулера, его «высокие расходы на техническое обслуживание» и «высокие риски для безопасности», экономический смысл совершенной сделки объясняется окупаемостью этого судна в 5 лет, после чего оно начнет приносить прибыль. Однако все эти расчеты не учитывают рисков безопасности промысла и мореплавания на таком старом судне. Авторы исследования приводят результаты опроса 60-ти капитанов крупнотоннажных российских рыбопромысловых судов, проведенного в 2015 г. ВЦИОМ: в 2015 году 36% российских капитанов оценили состояние своих судов как «плохое» или «очень плохое», причем 78% из них заявили, что большинство рыболовных судов устарели и нуждаются в замене.
По мнению авторов, высокий спрос на минтаевую продукцию на международном рынке стимулировал амбициозные инвестиции в развитие мощности судов в России. В США устаревший флот для добычи минтая нуждается в модернизации, что потребует больших финансовых вложений. Приобретение подержанных судов, вероятно, будет менее частым в будущем: в России и в США законодательная база, похоже, вынудит рыбодобывающие компании покупать только суда, построенные внутри страны, или платить высокую цену за легализацию судов, построенных в других странах. Это хорошо, так как новые суда более эффективны экономически и экологически, чем старые аналогичного размера (более эффективные двигатели, безотходная переработка и, как следствие, снижение выбросов рыбы и т.д.).
Згуровский Константин Александрович, старший советник программы по устойчивому морскому рыболовству Всемирного фонда дикой природы в России, к. б. н., почетный эколог РФ
Отчет POLLACKONOMIC оставил хорошее впечатление. Важно, что авторы поднимают темы морской экологии и рациональной добычи минтая. Потенциал развития и преимущества на рынке — за теми, кто обновляет рыбопромысловый флот. Авторы подчеркивают, что и американские добытчики минтая будут идти по этому пути. Отмечено признание международным рынком сертификации устойчивости промысла минтая, рост значения соответствия судов, методов промысла и сбережения ресурсов этим стандартам. Очевидно, что такие стандарты будут более строгими в будущем. Интересны и экономические выкладки исследования. В особенности сравнение новых судов как инвестиций в будущее и покупки старого рыбопромыслового мощного судна как дилеммы «безопасность» и «сегодняшняя выгода».
По мнению авторов, несмотря на прибыльность и устойчивость промысла минтая, он находится под угрозой из-за значительных инвестиций в строительство нового рыболовного флота и изменений климата, что может привести к серьезным последствиям для глобальной продовольственной безопасности и геополитической напряженности. Обе темы – т. н. «оверкапасити» флота – (fleet overcapacity) и воздействие климата на водные биоресурсы (и наоборот – воздействие выбросов СО2 и серы от промысловых судов) в последние годы приобретают все большее значение. Ведь, с одной стороны, строительство нового, более совершенного и экономичного флота, повышает уровень использования ВБР, т.е. с одной и той же единицы улова можно получить гораздо бОльшую прибыль, что делает промысел более эффективным и устойчивым. С другой стороны, при отсутствии внятной программы по выводу старых судов из эксплуатации, нагрузка на биоресурсы растет, происходит т.н. перелов, что может привести к коллапсу широкомасштабного промысла, каким и является промысел минтая.
Одной из нерешенных проблем промысла минтая являются выбросы молоди за борт. WWF России в ответ на опубликованный в феврале 2021 года отчет о процессе оценки расширения охвата MSC рыболовства в Охотском море России (крупнейшем в России) прокомментировал: «Информация о выбросе молоди минтая, изъятии икры и смертности молоди противоречива и в ряде случаев неполна. Эффективному регулированию промысла минтая в России препятствуют неадекватные программы наблюдения, оценка общего улова с использованием коэффициентов пересчета вылова по произведенной продукции и отсутствие информации о рыбопромысловой мощности относительно размера запасов». WWF первоначально выступал против сертификации промысла в Охотском море, но отозвал свой протест после того, как достиг соглашения с Ассоциацией добытчиков минтая.
Авторы указывают, что одной из проблем промысла минтая в зоне США является старый возраст флота (40 лет у траулеров-процессоров для добычи минтая в 2016 году, на 12 лет больше, чем в России) что означает, что его придется обновлять в скором будущем.
КРАТКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЯ «POLLACKONOMIC»
1. США и Россия добывают 94% мирового минтая. Минтай – второй в мире по объемам добычи промысловый объект. В России на минтай приходится около 30% от общего объема уловов водных биоресурсов.
Минтай является наиболее важным в импорте морепродуктов в ЕС, и большая его часть поступает обработанным из Китая. В целом, 53 компании в двух странах добывают минтай, сертифицированный по добровольному стандарту устойчивого рыболовства MSC. 10 компаний контролируют половину мировой добычи минтая, и это число будет сокращаться, учитывая тенденцию на консолидацию среди рыболовных компаний (American Seafoods, Nissui, Trident Seafoods, Maruha Nichiro, и Cooke для минтая, выловленного в США; «Русская Рыбопромышленная Компания», «Гидрострой», «Океанрыбфлот», Находкинская БАМР и НОРЕБО для российского минтая).
2. Морская добыча с переработкой на траулерах-процессорах весьма эффективна, особенно для промысла минтая, относительно массового вида рыб. Средняя рентабельность всех рыболовных компаний, занимающихся траловым промыслом по всему миру (частных или государственных), которые хотя бы частично отчитываются о своих финансовых результатах, составляет 27%.
Достижение операционной рентабельности в 30% редко встречается в большинстве отраслей промышленности: при сравнении рентабельности по секторам в 94 отраслях промышленности в США только у трех (38 фирм из 7582) средняя операционная рентабельность составляла 30% или выше: табачная промышленность, железнодорожный транспорт и коммунальное водоснабжение.
В России на промышленное рыболовство приходится 83% квот на вылов минтая, ещё 13% приходится на прибрежный промысел. В 2016 году пяти компаниям (РРПК, Океанрыбфлот, Гидрострой, НОРЕБО и НБАМР) принадлежало 50% квот на вылов минтая в России.
Высокий уровень эффективности тралового промысла минтая является основным доказательством того, что устойчивое управление популяциями рыб может обеспечить высокий финансовый результат: эффективное управление как в России, так и в США, особенно за счет разумных квот, вывело этот вид рыб из ситуации перелова. Напротив, там, где запасы минтая не управлялись надлежащим образом (в центральной части Берингова моря), они были почти уничтожены в результате чрезмерного вылова рыбы.
3. Добытчики минтая продают его по 1 евро за килограмм, когда он просто потрошеный с головой, и по 3 евро, когда он разделан на филе. Западноевропейские розничные продавцы продают минтай в виде филе или рыбных палочек примерно по 5 евро за килограмм.
На рынках Западной Европы и Америки минтай может продаваться как экологически чистая (устойчивого промысла) рыба, поскольку все уловы минтая в Америке и большая часть уловов минтая в России сертифицированы Морским попечительским советом (MSC).
Поставки продукции из минтая в ЕС достигли самого высокого уровня за всю историю в 2019 году – 305 007 тонн, что эквивалентно 838 миллионам евро (939 миллионам долларов США).
Доля сертифицированного минтая, вероятно, возрастет, поскольку несколько рыболовецких компаний, занимающихся промыслом минтая в России, вступили в Программы по улучшению рыболовства (Fisheries Improvement Programmes, FIP) с целью получения сертификата по стандарту MSC.
Высокий розничный спрос на минтая стимулирует инвестиции в цепочки создания стоимости (переработку).
4. Реализация программы инвестиционных квот в России привела к увеличению мощностей по переработке различных видов рыбы, включая минтай. Например, за первые четыре месяца 2021 года в России были запущены в эксплуатацию пять перерабатывающих заводов, которые за этот период вывели на рынки дополнительно 7000 тонн филе.
В целом данная инициатива, с большой вероятностью, приведет к увеличению инвестиций крупных компаний в российский Дальний Восток, в частности, в добычу минтая.
Одним из примеров инвестиций в рыболовный флот, осуществляющий добычу минтая в Дальневосточном бассейне России, являются инвестиции РРПК в размере около 900 миллионов долларов США в строительство в Санкт-Петербурге 10 супертраулеров-процессоров для добычи минтая.
Каждое судно рассчитано на вылов около 60 000 тонн рыбы, что примерно в два раза больше, чем могут выловить существующие суда.
По состоянию на июнь 2021 года строилось 56 новых рыболовных судов и 35 новых краболовных судов, каждое – компаниями в рамках программы инвестиционных квот.
5. В феврале 2021 года весь экспорт морепродуктов из России в Китай почти прекратился. Минтай, выловленный в России, обычно отправляется на переработку в Китай. Китайский импорт минтая из России составляет около 600 миллионов долларов США, на долю Китая приходится более 60% российского экспорта минтая.
6. Цепочка создания добавленной стоимости минтая на внешних рынках:
1) После вылова минтай обычно обрабатывается и в большинстве случаев, как минимум, дважды, прежде чем он попадет к конечному потребителю.
2) Первичная обработка происходит либо на берегу, либо на траулере.
3) Полученный продукт (потрошеная рыба с головой, филе, сурими или икра) затем отправляется на вторичную переработку (обычно базируется в Китае для филе или в Японии для сурими и икры).
4) Затем продукт обрабатывается в первый раз, по меньшей мере, 300 компаниями, как правило, в Китае, США или Западной Европе
5) Часто минтай обрабатывают второй раз, как правило, в Японии, Китае, Западной Европе или США, прежде чем он попадает на тарелку потребителей.
6) Другие этапы цепочки поставок включают хранение, упаковку и переупаковку, дистрибуцию и оптовую продажу.
Любые перебои в поставках минтая окажут значительное влияние на развитие производственно-сбытовой цепочки.
Основные факторы развития промысла и переработки минтая в ближайшие годы:
– снижение биомассы запасов минтая (приведет к сокращению квот на вылов минтая в ближайшие несколько лет).
– минтай больше не является «перелавливаемым» ни на российской, ни на американской стороне.
– получение сертификата MSC является важным стимулом внешнего спроса: все сертифицированные рыбные промыслы в России ориентированы на экспорт и наличие сертификата MSC является не просто конкурентным преимуществом, но обязательным условием на зарубежных рынках. Кроме того, сертифицированные морепродукты из России способны создавать значительную ценовую надбавку при продаже за рубежом по сравнению с несертифицированными продуктами: до 30-40% для филе минтая, учитывая, что розничные продавцы Aldi, Lidl и Kaufland покупают только тот минтай, который сертифицирован по стандарту MSC;
– эффективному регулированию промысла минтая в России препятствуют «неадекватные» программы наблюдения, оценка общего улова с использованием коэффициентов извлечения продукта, применяемых к объемам конечной продукции, и отсутствие информации о рыбопромысловой мощности относительно размера запасов.
Что должны делать добытчики и переработчики минтая
- Выводить из эксплуатации, списывать и продавать на металлолом старые траулеры, которые, как правило, в меньшей степени соответствуют стандартам экологии и устойчивого рыболовства, чем современные (например, имеют более высокие показатели прилова, более высокий расход топлива и т.д.).
- Использовать займы, связанные с устойчивым развитием, или другие формы финансирования, связанные с соглашениями о природном капитале, для финансирования обновления добывающего флота.
- Воздерживаться от торгов за квоты минтая в Арктике в силу отсутствия полных данных об устойчивости рыбных запасов арктических вод.
- Внедрять надежные системы отслеживания (для тех, кто ещё этого не сделал), которые должны быть совместимы с системами, используемыми в цепочке поставок. Это особенно относится к вторичным переработчикам, которые используют минтай, выловленный в России, где риск ННН промысла отмечается как существенный.
- Публиковать фактический тоннаж выловленной рыбы по ее видам.
- Представлять планы адаптации к изменениям в распределении популяций минтая, вызванным изменением климата (особенно для компаний, базирующихся в США).
Что должны делать инвесторы
В США необходимо существенное обновление рыбопромысловых судов. Это, вероятно, приведет к необходимости вливания нового капитала и предоставляет инвесторам уникальную возможность для дальнейшего повышения устойчивости отрасли добычи минтая путем требования, например, снижения объемов прилова, сокращения выбросов парниковых газов и снижения риска ННН.
Многие из вопросов, описанных в этом отчете о минтае, применимы к цепочкам поставок других морепродуктов (например, устойчивость рыболовства в сравнении с прибыльностью, прослеживаемость продукции и противодействие ННН промыслу, мощность флота и рентабельность, растущий спрос на сертифицированную рыбу и, следовательно, важность сертификации MSC, влияние изменения климата, продовольственная безопасность и геополитическая напряженность и т.д.).