Парламентские слушания – пролог перемен в рыбной отрасли?
Прошедшие 19 октября 2022 года парламентские слушания в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации вызвали многочисленные комментарии и определённые надежды властей приморских регионов и рыбацких объединений, что второй этап «инвестквот и аукционов» будет всё же остановлен или отложен для соответствующей корректировки.
Нет необходимости приводить доводы сторон в ходе слушаний, поскольку они уже широко освещены в СМИ, включая и на сайтах.
Обращу только внимание на ряд важных положений, которые, по моему мнению, остались вне поля зрения властей приморских регионов и рыбацкой общественности.
К обнадёживающему выводу о том, что каток «инвестквот и аукционов» второго этапа будет приостановлен, вытекает из доводов 17 выступивших, а желающих было 53. Только 5 высказались за принятие законодательной поправки и 12 – против. Уверен, что если бы председательствующий предоставили слово и остальным 34, то и они все, как один, высказались бы против законодательной поправки по второму этапу «инвестквот и аукционов».
Тонко чувствуя надвигающий провальный итог инициаторов поправки, а ими являются Минсельхоз и Росрыболовство, да и Правительство России и Администрация Президента, ведущий парламентские слушания председатель Комитета по аграрным вопросам академик ВАСХНИЛ, д.с.х.н. В.И. Кашин (Фракция КПРФ) прекратил прения.
Им было поддержано, как и соисполнителем парламентских слушаний - председателем Комитета по развитию Дальнего Востока и Арктики к.э.н. Н.М. Харитоновым (Фракция КПРФ) предложение, внесённое заместителем Председателя Госдумы, депутатом от Камчатского края И.А. Яровой (Фракция «Единая Россия), о создании согласительной комиссии под председательством одного из заместителей председателя Правительства Российской Федерации. Эта комиссия с участием всех заинтересованных, включая и рыбаков, должна выработать взаимоприемлемого решения.
К этому предложению присоединился и руководитель Фракции Справедливая Россия-Патриоты-За правду С.М. Миронов, хотя в своём выступлении полностью отверг законопроект, как не способствующий развитию отрасли.
Не возражали против такого подхода и представители Совета Федерации – сенаторы С.Г. Митин и В.А. Пономарев, которые в целом были также против законопроекта.
Выражаясь более понятным языком «создание согласительной комиссии под председательством одного из заместителей Председателя Правительства России» — это скрытое предложение Правительству Российской Федерации отозвать законодательную поправку, вновь её отработать и согласовать со всеми заинтересованными сторонами, и только тогда вносит в Государственную Думу.
Что бы это стало реальностью, требуется ещё и решение Совета Государственной Думы, что возможно и будет рассмотрено на его ближайшем заседании.
Напомню, что в ходе парламентских слушаний его инициаторы предложили обсудить ещё и такую важную тему как «Законодательное обеспечение развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации».
К сожалению, эта тема не нашла своего отражения в выступлениях, за исключением упоминания о ней во вступительном слове председательствующего В.И. Кашина.
Он подчеркнул, что запланированные, согласно Стратегии развития до 2030 года показатели роста «рыбохозяйственного комплекса», ниже тех 3% ежегодного роста, которые определены Президентом Российской Федерации В.В. Путиным.
Между тем разведанные запасы водных биологических ресурсов позволяют, по мнению В.И. Кашина, значительно увеличить как вылов, так и производство пищевой рыбной продукции. Однако руководство отрасли этому вопросу не уделяет должного внимания.
Эта тема была затронута и в заключительном слове заместителя Председателя Государственной Думы академиком РАН и ВАСХНЛ, д.э.н. А.В. Гордеевым (Фракция «Единая Россия»). В прошлом он курировал рыбную отрасль, будучи зампредом правительства России - министром Минсельхоза.
Именно А.В. Гордеев был сторонником законодательного закрепления исторического принципа наделения пользователей долями-квотами, что и было реализовано. Такой подход позволил рыбному хозяйству и её ведущей составляющей – морскому рыболовству - преодолеть кризисный период и выйти на траекторию роста основных показателей.
Гордеев А.В. относительно развития российского рыбного хозяйства обратил внимание участников парламентских слушаний, что авторами Стратегии развития до 2030 года неоправданно было объединение в одном документе такие разные по своей основе и истории формирования, как сельское хозяйство и морское рыболовство. Отсюда и предлагаются весьма спорные законопроекты, а отрасль топчется на месте, порождая противостояние бизнеса и властей.
Полагаю, что эти высказывания ведущими депутатами Государственной Думы можно рассматривать как прелюдию назревающего пересмотра проводимой в настоящее время рыбохозяйственной политики России. Такого подхода требует и определённые санкционно-военные события, которые затронули и рыбную отрасль. Эта тема должна быть востребована союзами, ассоциациями, объединениями рыбаков и властями приморских регионов.
Закрывая парламентские слушания ее председательствующий, Кашин В.И напомнил, что Рекомендации будут доработанные с учетом высказанных мнений и тех предложений, которые могу поступить после этих слушаний. Мною такие предложения направлены (Приложение).
Кашин В.И. также напомнил направить в Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам доклады, которые прозвучали и те которые не были представлены, для последующего их опубликования в отдельной брошюре. И это надо приветствовать.
22.10.2022 года
В. Зиланов.
Приложение
Председателю Комитета ГД по агарным вопросам
В.И. Кашину
Председателю Комитета ГД по развитию Дальнего
Востока и Арктики
Н.М. Харитонову
Уважаемые Владимир Иванович, Николай Михайлович!
В ходе парламентских слушаний на тему «Законодательное обеспечение стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации, а также законопроекта № 173016-9 «О внесении изменений в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов» состоявшихся 19 октября 2022 года были приняты за основу Рекомендации с условием внесения в них соответствующих правок и добавлений.
Ниже вношу для включения следующие предложения в итоговые Рекомендации парламентских слушаний.
В констатирующую часть проекта Рекомендаций парламентских слушаний внести:
- исключить из текста ссылки на распоряжения, постановления Правительств Российской Федерации, которые были отменены на момент проведения парламентских слушаний;
- вместо ссылки на Морскую доктрину Российской Федерации от 26.07. 2015 года необходимо ссылаться на пересмотренную и утверждённую в 2022 году Президентом Российской Федерации новую редакцию Морской доктрины;
- внести в текст положение о том, что потребление рыбопродуктов населением страны не соответствует нормам рекомендованным Минздравом России, а розничные цены на неё продолжают расти;
- осуществлённая федеральными органами власти в 2017-2022 годах практическая реализация законодательной поправки относительно программы «инвестиционных долей-квот и аукционов по крабу» в целях строительства рыбодобывающих судов на российских верфях и береговых рыбоперерабатывающих фабрик (далее по тексту первый этап) не привела к обновлению основных производственных фондов в рыбном хозяйстве;
- из заявленных к строительству 105 рыбопромысловых судов за 5 лет введено в эксплуатацию всего 9 судов, что не позволяет достоверно определить эффективность данного направления и его экономико-социальное значение в целом для рыбной отрасли и, в частности, для приморских регионов страны;
- одновременно с этим произошло ухудшение финансового состояния рыбодобывающих компаний, участвующих в первом этапе «инвестиционных долей-квот и аукционов по крабу» ввиду увеличения задолженностей по банковским кредитам к 2021 году до 273 млрд рублей или почти в три раза за период реализации этой программы; показатель долговой нагрузки увеличился в 2,5 раза, что обусловило ухудшение финансового состояния рыбодобывающих компаний, осуществляющих инвестиции в обновление флота, и рыбной отрасли в целом;
- причины таких негативных тенденций требуют тщательного дополнительного анализа, что и поручено Счётной палате Российской Федерации, которая информировала Комитет Государственной Думы РФ по аграрным вопросам об осуществлении такой работы и её ожидаемом завершении во второй половине декабря 2022 года;
- представители отраслевых союзов, ассоциаций, объединений и предприятий считают, что принятие законопроекта по второму этапу «инвестквот и аукционов» приведет к банкротству малых и средних предприятий, переделу сырьевых водных биоресурсов и основных производственных фондов, и в этой связи предлагают воздержаться от его рассмотрения до завершения первого этапа «инвестквот и аукционов».
В постановляющую часть проекта Рекомендаций парламентских слушаний предлагается внести следующие рекомендации:
- отклонить рассмотрения законодательной поправки по второму этапу «инвестквот и аукционов» до завершения анализа Счётной палаты Российской Федерации по эффективности первого этапа «инвестквот и аукционов»;
- сосредоточить усилия исполнительных органов власти на реализации в полном объёме намеченных к строительству рыбопромысловых судов, рыбоперерабатывающих фабрик и выводу их в ходе эксплуатации на проектную мощность;
- аналогичный подход необходим и к построенным, введённым в действие рыбоперерабатывающих фабрикам и, особенно, к выяснению их загруженности сырьём, а также о востребованности, производимой ими рыбопродукции на внутреннем и внешних рынках;
- учесть при принятии решений по «инвестквотам и аукционов» по второму этапу долгосрочный прогноз состояния сырьевой базы рыболовства в российской 200 мильной ИЭЗ и на континентальном шельфе;
- ускорить формирование современного научно-исследовательского флота для мониторинга за состоянием водных биоресурсов в районах промысла российского добывающего флота и формирования научной базы для долгосрочного её прогнозирования;
- рассмотреть меры по повышению уровня федерального органа исполнительной власти в области рыбного хозяйства и ответственности её руководителей за принимаемые решения;
- привести в соответствие терминологии и статистической отчетности на федеральном уровне в области рыбного хозяйства, её фактической действительности и международной практики.
В.К. Зиланов, член Научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, почётный Председатель КС «Севрыба»