Переход к прямому взвешиванию уловов чреват многими проблемами
После того, как стало известно, что Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) предложила Минсельхозу обязать участников рынка взвешивать рыбу сразу после вылова, Fishnet.ru изучил возможные последствия такого решения, опираясь на мнения зарубежных и российских специалистов, которые предпочли остаться анонимными.
Предложение АСРФ (пока включает только структуры Русской рыбопромышленной компании), опубликованное Коммерсантом, мотивируется заинтересованностью в максимальной устойчивости запасов минтая и других объектов, поскольку группа планирует инвестировать более миллиарда долларов в строительство нового флота.
По мнению источников Fishnet.ru, улов не обязательно взвешивать в трале. По словам источника А из американской рыболовной компании, во многих странах десятилетиями применяется потоковое взвешивание сырца на транспортере, ведущем от приёмного бункера к сортировочной машине. При этом для достоверности измерений весы опечатываются государственным инспектором, а компания обеспечивает круглосуточное видеонаблюдение за оборудованием. Этот способ не дает гарантии, но за все время известен только один случай ее взлома. Несколько лет назад уважаемая компания American Seafoods была поймана на том, что успешно скорректировала такие весы на одном из своих судов и на протяжении трех лет сообщала государству неверные сведения об уловах. Размер наложенного штрафа был такой, что для его покрытия компании пришлось продать один из траулеров.
Источник Б из крупной российской рыболовной компании отметил, что сбросы молоди у российских рыбаков случаются, Береговая охрана регулярно выявляет такие случаи, наказание следует, но оно не угрожает существованию компании. Насколько расчетный метод взвешивания улова соответствует фактическому траловому весу знает сегодня только РРПК, которая в течение нескольких месяцев эксплуатировала предлагаемую ими систему на новом судне Владимир Лиманов. Можно предположить, что если они предлагают сделать взвешивание обязательным, то его результаты не сильно расходятся с расчетным методом.
Источник из научных кругов отметил, что независимые от компаний наблюдатели присутствуют на многих судах. Это, кстати, одно из требований для сертификации MSC, которой озабочены все минтайщики. Пока непонятно, какие неожиданные результаты даст взвешивание улова в трале. Сейчас объемы добычи рассчитываются, исходя из объемов выпуска готовой продукции в соответствии с утвержденными государством коэффициентами выхода. Так, сегодня «утвержденный» выход филе из минтая оставляет примерно 25% от сырца (коэффициент зависит от зоны промысла, филетирующего оборудования и сезона). При этом фактический выход сильно зависит еще и от размера сырца и времени промысла. Из рыбы размером 34-40 см в Охотском море в марте-апреле иногда может получиться всего лишь 12-15% филе, а из рыбы непромыслового размера – и того меньше, однако, если капитан судна доложит, что из 100 тонн сырца произвел 10 тонн филе, его очень быстро ждут неприятности. Поэтому на практике обычно в ССД пишется улов, рассчитанный из готовой продукции по утвержденному коэффициенту, что в данном случае дает примерно вдвое меньше реального.
Кстати, в этой связи возникает вопрос, является ли избранный ФАР и РРПК путь переработки минтая в филе в первую очередь на судах в море экологически и экономически оптимальным. Как известно, при производстве в Китае филе из минтая БГ конечный выход обычно составляет 30-38% от сырца.
Сегодня отраслевая наука и регулятор, естественно, учитывают при определении ОДУ описанные выше переловы, в том числе не замеченные Береговой охраной, и неточность коэффициентов. При переходе же к точному взвешиванию возникнет множество технических и правовых неожиданностей. Реализация предложения АСРФ откроет ящик Пандоры, и в течение нескольких лет отрасль будет лихорадить. Идея внести такие изменения в Правила рыболовства с сентября 2021 г – просто нереализуема.
АСРФ
Реагируя на критику, глава АСРФ подчеркнул, что аргументы, приводимые противниками взвешивания, скорее указывают на необходимость детальной проработки этого механизма, чем на его несостоятельность. За такую проработку выступает и ассоциация.
«Важно понимать, что несмотря на существование сегодня правил, нормирующих прилов и его переработку, они, по сути, не работают, - подчеркивает Алексей Осинцев. – Так, допускается выпуск в среду обитания излишних приловов, что фактически означает выброс гиблой и нежизнеспособной молоди, подавленной при подъеме трала.
Что касается американского опыта, то здесь в результате установки весовых конвейеров на треть повысился выход продукции при тех же объемах добычи. Это весомый аргумент в пользу прямого учета уловов. Примеры злоупотреблений и перенастройки весов лишь говорят о необходимости делать упор на видеоконтроль и защиту от вмешательства при установке весовых систем.
Если говорить о наблюдателях, то на российских судах они присутствуют крайне редко – в случаях перегруза или научных наблюдений, в т.ч. для добровольной экологической сертификации. Но такие наблюдатели сейчас не имеют полномочий и технической возможности проверять фактический улов. Для управления системами взвешивания уловов возможно рассмотреть российскую систему «Трал», которая разработана по заказу Минтранса Российскими Космическими Системами.
Введение взвешивания уловов необходимо готовить заблаговременно, так как российское законодательство запрещает вносить изменения в уже утвержденные правила на весь период их действия, который может составить до 6 лет. Поэтому АСРФ предложила уже сегодня доработать правила рыболовства включая механизм взвешивания уловов. Если в правила войдет взвешивание уловов, то и нормы по переработке излишнего прилова и молоди минтая станут рабочими. О внедрении механизма уже осенью 2021 года речи не идет. По процедурам разработки правил рыболовства и с учетом ограничений по вступлению в действие обязательных требований взвешивание уловов может быть применено не ранее чем через год».
Источник: © Fishnet.ru
Было бы, однако, интересно услышать, за счет чего именно вырос ВЫХОД из американского минтая после того, как им стало бессмысленным сбрасывать мелкую рыбу.
В первый же минтаевый сезон неожиданно (как всегда в нашей богоспасаемой стране) выяснится, что если взвешивать улов, то сбрасывать молодь можно (через измельчитель), но она зачтется в выбранную квоту, что глупо. Экспертная оценка - в среднем в улове будет процентов 30-60 того, что сегодня не перерабатывается. И что тогда с ней делать? Можно сварить муку. Но мощность стоящих РМУ не рассчитана на такое количество сырца, а засунуть на имеющиеся места более производительные - сложно и дорого. Можно, конечно, и перерабатывать. Однако, производительность головотяпок и филейного оборудования измеряется не в тоннах, а в штуках рыб. То есть, имеющиеся на судах цеха не смогут переработать столько рыбы (в тоннах), сколько перерабатывают сейчас, т.к. в тонне перерабатываемого улова будет намного больше рыбин. К тому же, выход любой продукции кроме неразделки из маленькой рыбы меньше, чем из большой. Спрос же на мелкий неразделанный минтай довольно ограничен. Установленные на судах машины Баадер рассчитаны на рыбу определенного размера. Значит потребуется заменить часть машин для крупной рыбы на машины для мелкой. РМУ и новые Баадерные машины - это не весы, а вполне приличные инвестиции. К тому же, у Баадер довольно плановое производство, и удовлетворить внезапный спрос на большое число дополнительных машин они смогут не моментально, это займет месяцы. Заодно встанет вопрос о массовом обучении механиков наладчиков для этих машин. Сложно, дорого и долго (годы, скорее всего). То есть, возникнет суета, недополучение прибыли и всеобщее негодование.
Но интереснее то, что будет потом. ФАР и наука, посмотрев на состояние ресурса, которого формально станут ловить столько же, а фактически в полтора-два раза меньше, возрадуются и начнут увеличивать ОДУ. А чем его, вдвое больший, осваивать? Выловить-то можно, но вдвое увеличить производственные мощности на судах нереально. Берег... В отличие от американского побережья Аляски и Алеут, российский берег как Охотского, так и Берингова моря практически необитаем, а зимой к нему и не подойти, ибо лёд. Архипелаг береговых заводов в заливе Шелехова? Закупаемся попкорном. Везти в порты мороженую неразделку и делать из нее дешевую продукцию второй заморозки? Или вспомнить советские времена и разбрасывать минтай по полям? Обидно как-то.
Но положим, что и это решится. И - ура - вылов минтая вырастет вдвое, а то и больше. А что на это скажет рынок? Не могу представить, что сегодняшняя цена сохранится. Склонен думать, что сильно снизится. И получится, что благодаря этой инициативе потребуются серьёзные инвестиции, результатом которых станет необратимое снижение цен. Это точно надо РРПК?
Ну, и в качестве вишенки на тортик для защитников окружающей среды. Сброшенная за борт дохлая рыба - хоть через дробилку, хоть целая, не испаряется. Её едят крабы, ракушки, палтусы. Она питает планктон и водоросли. Что будет, когда мы подорвем их кормовую базу? Кто-то делал экологическую оценку? ВНИРО-ТИНРО- WWF - ау!
В статье говорится, "во многих странах десятилетиями применяется потоковое взвешивание сырца на транспортере, ведущем от приёмного бункера к сортировочной машине".И American Seafoods взвешивает.
Вопрос: уних случились все анонсированные катаклизмы?
Кстати, экспертные оценки постоянного вылова молоди до 60% откуда взялись? С потолка?
Нет также ответа, зачем Русская рыбопромышленная вышла с
такой инициативой?