Перекрёсток мнений перед Госсоветом
Рабочая группа работала во всех субъектах РФ, где есть занятость в рыбном секторе, а также на Конгрессе рыбаков во Владивостоке и на Восточном экономическом форуме. « - Обработано 400 предложений. Ни один Госсовет не получал такое количество предложений. В итоге нам удалось выделить те вопросы, которые будут поставлены на заседании Госсовета. Тем не менее, остались развилки», - сообщил, открывая заседание, помощник Президента Игорь Левитин.
В своём выступлении руководитель Рабочей группы, губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко зафиксировал основные проблемы рыбохозяйственного комплекса:
- инфраструктурные ограничения в сфере хранения и транспортировки рыбной продукции при её перемещении из удалённых прибрежных субъектов в центральные регионы страны;
- высокие риски ведения промысла из-за существующих административных барьеров;
- незавершённость формирования системы распределения квот и конкуренция регуляторов в отрасли.
Всё это приводит к вымыванию 10-12% отраслевой выручки из производственного оборота. Что составляет 12-13 млрд. рублей ежегодно и тормозит развитие отрасли.
Обозначены первоочередные задачи:
- обновление рыбопромыслового флота;
- инвестирование в береговую переработку;
- повышение глубины переработки производимой продукции;
- насыщение внутреннего рынка отечественной доступной для населения по цене рыбой.
« - Сегодня средняя цена рыбной продукции составляет 176 руб./кг, что в 3 раза выше средней цены продукции, производимой рыбаком. Ряд разделов доклада по-прежнему не дают полностью решения проблем и не раскрывают комплекса факторов», - отметил Олег Кожемяко. Глава Сахалинского региона рассказал о проекте Рыбная биржа, от реализации которого ожидается, что рыба для населения подешевеет на 30-40%, а рыбопромышленники получат гарантированный сбыт. Затраты на организацию Рыбной биржи составят порядка 3 млрд. рублей в течение 2016-2017 гг.
Возглавляющий Редакционную группу руководитель Росрыболовства Илья Шестаков проинформировал, что часть поступивших замечаний учтена, но в итоговый текст доклада включены различные варианты решения отраслевых проблем, т.к. по ряду вопросов добиться консенсуса не удалось, развилки остались. « - Конкретных выводов мы постарались избежать. Мы посчитали, что в данной ситуации именно Президент Госсовета должен дать конкретные ответы на эти развилки», - сообщил Илья Шестаков.
Далее выступили члены Рабочей группы. Президент ВАРПЭ Александр Фомин обратил внимание Рабочей группы на то, что в докладе осталась не раскрытой сфера производства продукции, ритейла и торговли, где для покупателя образуется 70% цены. Данная сфера остаётся не прозрачной, по ней нет отдельной статистики Росстата.
« - В докладе показано, что мы уже достигли норм потребления рыбы выше, чем среднемировые, в т.ч. выше, чем в США и Европе. И если говорить о росте вылова и производства продукции, то нужно показать за счёт чего это делать. Потому как освоение ресурсов за пределами ИЭЗ РФ в итоге может оказаться ненужным мероприятием, если цена этого окажется слишком высокой. Инвестируя в строительство новых судов на отечественных верфях, мы можем ещё больше увеличить существующий дисбаланс: у нас сегодня перерабатывающие мощности в 2,2 раза превышают вылов. Получение максимальной выгоды с каждой тонны вылова, тоже надо считать. К примеру, на минтае, если увеличить глубину переработки, на каждой тонне вылова потеряется 50$, это обернётся 3,5-4 млрд. потерь только для минтая. Не раскрыто в докладе и за счёт каких ресурсов предполагается увеличение поставок продукции на внутренний рынок. А вот важная тема снижения административных барьеров в последней редакции оказалась смазана и представлена так, будто уже всё в этой сфере сделано»,- прокомментировал обозначенные в докладе задачи Александр Фомин.
Президент ВАРПЭ посетовал, что рыбаков беспокоит, что все эти задачи будут решаться за счёт «исторического принципа» и 20% квот будут забраны у законопослушных рыбаков по ещё не до конца проработанные идеи. Рыбаки за «исторический принцип» в том виде как он есть сегодня в федеральном законе.
« - Должна быть разница между теми, кто строил и обновлял и теми, кто ничего не делал. Те, кто ничего не делал, они должны что-то сделать в будущем. Речь идёт о добросовестности выполнения предыдущих условий. Росрыболовство проведёт анализ, и мы будем принимать по этому вопросу отдельное решение. Ведь рыбная отрасль без флота – это не отрасль.
ОСК провела большую работу. Нужны не сотни, а десятки судов, для всех. Ведь государство должно стимулировать не только добычу рыбы, но и то, что формирует отрасль. Поэтому, мы и хотим в «историческую квоту» выработать условия по киль, чтобы разделить тех, кто ничего не делал и выделить тех, кто за это время что-то делал. Вопрос как это сделать будем решать с вами», - так объяснил позицию государства по «квотам под киль» Игорь Левитин.
Как представитель сектора ритейла, где формируется 70% конечной цены, выступил представитель Х5 Ритейл Групп Станислав Наумов. « - У нас торговая наценка на охлаждённую рыбу варьируется в зависимости от вида рыбы от 12 до 17% и на замороженную от 27 до 35%. Со своей стороны в рамках стратегического партнёрства мы готовы вкладывать деньги в строительство новых распределительных мультитемпературных центров на территории Российской Федерации, чтобы напрямую работать и с добытчиками и с переработчиками. Сегодня дальневосточную рыбу мы вынуждены покупать уже сразу у оптовиков. Прямые поставки требуют дополнительных инструментов, которые предлагает Росрыболовство, в т.ч. биржевые механизмы», - изложил позицию ритейла Станислав Наумов.
На вопрос Игоря Левитина, будут ли сети покупать рыбу на бирже, представитель Х5 Ритейл Групп ответил, что с биржи они планируют закупать рыбу по тендерному признаку и продвигать это у себя.
Президент АДМ и глава профильной комиссии РСПП Герман Зверев обратил внимание, что в итоговом документе не удалось показать точную цифру налоговых поступлений от рыбной отрасли, т.к. ФТС, ФНС ни Пенсионный Фонд не предоставили соответствующей информации. «- Мы поставили в докладе цифру 10,4 млрд. рублей, но это без единого социального налога, обязательных страховых платежей и таможенных пошлин. По нашей оценке поступления в бюджет от отрасли с учётом таможенных платежей составляет 21,6-22 млрд. рублей. Таким образом, фискальная нагрузка на отрасль составляет сегодня 14%, при том, что средняя налоговая нагрузка на всю экономику 11,4%», - такие расчёты привёл глава АДМ. И попросил дать поручение в адрес контрольных финансовых ведомств по данному вопросу с тем, чтобы показать какую реальную фискальную нагрузку несёт рыбная отрасль и способна ли она нести ещё большую.
Герман Зверев выразил большие опасения в отношении введения «квот под киль», в связи с тем, что к 2020 г. на Дальнем Востоке учёные прогнозируют снижение вылова на 400-500 тыс. т. по минтаю и тихоокеанскому лососю. Фактически через 4-5 лет мы можем столкнуться с 20% сокращением вылова на главном рыбохозяйственном бассейне страны. « - Природа может внести существенные коррективы в расчёты поделить чешую от не выловленной рыбы, если кто-то рассчитывает что 20% от ОДУ минтая позволит им выйти на 300 тыс.т. в качестве квоты. В тексте доклада содержится предупреждение против этого», - предостерёг сторонников «квот под киль» Герман Зверев.
Далее разгорелась дискуссия. Игорь Левитин задал вопрос Руководителю АДМ: « - Сколько в отрасли рыбы добывают рантье?» Герман Зверев ответил, что по Дальнему Востоку это порядка 170-200 тыс. т. Но вычистить «рантье» достаточно легко поправкой в закон, которая запретит вылов ВБР арендуемым флотом.
« - А если мы этот объём возьмём под киль, и под эту квоту будут строить суда?», - предложил Игорь Левитин. На что Герман Зверев аргументировал цифрами: « - На Дальнем Востоке уже 38 млрд. рублей вложено предприятиями в модернизацию флота. Работают эти предприятия на 60-70% своей производственной мощности, они могут вылавливать и производить больше. Поэтому, то, что изымается у рантье нужно направить тем, кто уже состоялись как добросовестные участники рынка».
Дискуссию продолжили судостроители, заявив, что квоты рыбаков им вовсе не нужны. Однако, цифры, приведённые в докладе, выглядят весьма неприглядно и сомнительно. Общий объём основных средств всех рыболовецких компаний 71 млрд. рублей, что равно цене 15 рыболовецких траулеров. Количество судов за пределами нормативных сроков за время действия исторической квоты возросло с 40% до 90,5%. « - Посмотрите на вашу экономику. Сделать вывод о том, сколько у рыбаков есть денег на обновление флота не возможно. По налогам, по реализации цифры кривые. 42 млрд. рублей – вся зарплата по отрасли. По вашим цифрам должно быть 273 млрд.», - возмутился представитель ОСК.
Далее слово взял представитель Минвостокразвития, напомнив, что его министерство предлагает принцип «квоты в обмен на инвестиции». Разница между 100% ставкой сбора за ВБР и льготной платой составляет порядка 7,4 млрд. рублей – это тот объём инвестиционных обязательств в год, который может быть взят. Предметом обсуждения также является и дифференцированный подход предоставления квот на 3, 10 и 20 лет.
Минвостокразвития не увидело в докладе и упоминания о возможностях льготных режимов свободного порта и ТОРов, которые можно использовать для развития переработки и портовой инфраструктуры. В докладе говорится о едином промысловом пространстве, но не говорится о балансе полномочий между федерацией и субъектами. Особенно эта проблема сказывается на Дальнем Востоке с гидротехническими сооружениями. « - По 36 ГТС регионы вместе с бизнесом подготовили инвестиционные программы на 11 млрд. рублей. Может, есть смысл передать ГТС в управление регионам, а не ФГУП «Нацрыбресурс»?
Обсуждая развитие отрасли на десятилетия, в докладе нет ключевых показателей, которых мы хотим достичь: отразить объём налоговых поступлений, рабочих мест, объём добавленной стоимости, частных инвестиций, которые мы планируем привлечь, количество судов, которое планируем построить в горизонте 5, 10, 20, 25 лет. Это позволит сфокусировать внимание на тех конкретных результатах, которые мы хотим достичь», - озвучил взгляд на проблемы представитель Минвостокразвития.
Депутат Госдумы от Камчатского Края Ирина Яровая озвучила, что россияне тратят на рыбную продукцию свыше 500 млрд. рублей, из чего рыбаку возвращается меньше половины. Также депутат указала на то, что система статистического учёта в рыбной отрасли ведётся плохо, фактически её нет, т.к. не удалось получить достоверных цифр по ряду ключевых вопросов, в том числе по налогам и по поставкам продукции. По мнению Яровой вопрос с перевозками, когда цена на услуги железной дороги в период путины подскакивает вдвое, может отрегулировать Правительство.
Ирина Яровая предостерегла от передачи функционала распределительных центров торговым сетям, т.к. это приведёт к их полному ценовому диктату на рынке. Напротив, реализовывать надо такие проекты как сухой порт Владимир. По мнению депутата, это нужная программа по обеспечению Центральной части России рыбной продукцией.
Ирина Яровая затронула в своём выступлении тему избыточного контроля рыбаков. « - Сегодня 6 контролирующих структур могут одновременно предъявить претензии к рыбаку, практически каждый имеет право проверять рыбака. Необходимо уточнить понятие контролирующий орган в отношении рыбака, провести аудит нормативных актов в этой части. Пора менять уже нормативы 90-го года», - считает Яровая.
Представители Архангельской области и Камчатского края выразили озабоченность в связи с тем, что нет законодательного закрепления компаний, выбирающих прибрежную квоту за конкретным субъектом. Ведь исторически прибрежная квота по бассейну закреплялась по долевому принципу за субъектами. Так, по Северному бассейну доли закреплялись за Мурманской, Архангельской областями, Карелией и Ненецким АО. Сегодня же компании, облавливая прибрежную квоту северян, всё чаще регистрируются в более южных регионах. Как выяснилось, против закрепления такой нормы выступает ФАС, считая, что выбирать, где регистрировать свою компанию - это право выбора рыбака, так как сегодня компании не всегда работают на одной акватории, часто уходя своими судами в другие регионы.
Против инициативы «квот по киль» выступил и заместитель губернатора Камчатского Края Владимир Галицын, заявив, что государство своевременно чётко не прописало в законе обязательство рыбаков инвестировать именно в судостроение на отечественных верфях. И теперь то, что предлагается забрать у законопослушных рыбаков 20% квот от реального объекта в пользу виртуальных компаний и судов, вызывает тревогу в регионе.
« - Сегодня у нас на Камчатке производят конкурентоспособный на рынке продукт, суда модернизированы, вся начинка у них новая. Итогом такого подхода станет несоблюдение «исторического принципа», произойдёт новое перераспределение долей и добросовестные предприятия окажутся не у дел.
Есть другие способы стимулировать отечественное судостроение, но они не прописаны ни в докладе к Госсовету ни в законопроекте Росрыболовства. У нас есть квоты межправа, квоты «рантье», есть квоты, которые вообще не облавливаются по причине отсутствия судов. Так, в разделе, посвящённому расширению присутствия российских судов в международных водах нигде не записано, что нам надо строить флот под вылов недоосваиваимых ресурсов. Все почему-то указывают на минтай, который у нас сегодня облавливается на 100%», - возмутился представитель Камчатского Края.
Также, Владимир Галицин обратил внимание, что в последней редакции доклада в разделе «Административные барьеры» обвинительный акцент с Россельхознадзора смещён на субъектовые и региональные ветеринарные службы. « - За всё время моей работы, у нас не поступило ни одной жалобы на ветеринарную службу субъекта, зато на Россельхознадзор жалуются многие», - подчеркнул Владимир Галицын.
Первый зам. губернатора Мурманской области Алексей Тюкавин выразил позицию своего региона за сохранение «исторического принципа» и против «квот под киль». « - Судостроение нужно стимулировать другими способами: кредитованием, возможностью получения гарантий, конкурентоспособностью предложений судостроителей», - считает Алексей Тюкавин. Он указал и на существующую проблему, когда идёт дублирование функций ведомств, решение губернатора становится действительным только после его утверждения тер. органом Росрыболовства в регионе. По мнению Алексея Тюкавина, полномочия регионов должны быть расширены в части промышленного рыболовства во внутренних пресноводных водных бассейнах, в сфере любительского и спортивного, а также традиционного видов рыболовства, распределения квот для КМНС.
Представитель Мурманского региона напомнил о проблеме «серой занятости» населения в прибрежных посёлках, где многие занимаются рыбной ловлей. Однако, система, при которой они могут стать официальными рыбаками до сих пор не создана. « - Мы предлагали ввести понятие «рыболовство, осуществляемое местным населением» с выдачей патента и возможностью официальной реализации своих уловов. Таким образом, многие жители прибрежных посёлков могли бы выйти из «серой зоны» и стать законными налогоплательщиками», - предложил Алексей Тюкавин.
Зам губернатора указал и на неразбериху с нормативной базой аквакультурного рыбоводства, где до сих пор нет новых ветеринарно-санитарных правил. Люди хотят иметь участки на одном и том же месте, а регламентов это урегулировать нет. Происходит парадоксальная ситуация: сначала регион определяет участки, а потом Росрыболовство объявляет по ним аукцион. « - Всё это должно быть в одних руках, чтобы Росрыболовство, его институты делали оценку возможности разведения рыбы на конкретном водоёме, а затраты на это затем возвращались через аукционы»,- внёс ещё одно предложение Алексей Тюкавин.
Председатель правления Союза рыболовецких колхозов России Борис Блажко обратил внимание на отсутствие экономических расчётов по предложенным Росрыболовством новациям. « - В 2003 г, рыбаки Ненецкого АО, Архангельской, Мурманской областей не могли покупать то количество ресурсов, которое было выставлено на аукционе, поэтому у них на 7 колхозов в НАО осталось 2 судна, в Архангельской области несколько судов на 16 колхозов, то же самое в Мурманской области. Сегодня они работают по гражданскому закону, где разрешена совместная деятельность», - пояснил природу происхождения «рантье» Борис Блажко.
Заслуженный ветеран отрасли попросил записать в докладе, что на сегодняшний день нужно снять с обсуждения предложенный Росрыболовством законопроект, т.к. он создаёт в отрасли неблагоприятную обстановку.
Ведущий заседание Игорь Левитин сослался на то, что в отличие от остального «киль» легко администрировать, т.к. его можно реально увидеть. Также, помощник Президента РФ подчеркнул, что уровень потребления рыбы в 25 кг достигнут только в Москве и Санкт-Петербурге. По Сибири и Уралу это лишь 12-13 кг ввиду отсутствия логистики и доставки. Нужна сеть продаж по всей стране. Но, если рыбак не хочет перерабатывать и везти рыбу, то нужно всем подумать – кто этим должен заниматься, рыбная отрасль или нет. Куда вывозить рыбу, которую рыбак будет продавать на бирже?
Касательно закрепления квот за предприятиями, должен быть контракт на историческую квоту между государством и предприятием, в котором должны быть чётко зафиксированы обязательства рыбака. И если эти обязательства не выполняются, у государства должна быть возможность контроля и досрочного расторжения этого контракта. Как это прописать - тема обсуждения с рыбаками.
Игорь Левитин затронул и вопрос состояния портовой инфраструктуры. « - Сегодня в рыбных портах переваливается 5% рыбы, 95% -это перевалка угля и металлолома. Зачем владельцу рыбного терминала переваливать рыбу, если можно зарабатывать на другом, демпингуя со стивидорами, вкладывая деньги в причальные стенки? Надо определиться – сколько этих причалов надо. Остальные – продать или отдать в развитие других отраслей», - призвал Игорь Левитин.
Председатель Координационного совета ассоциаций, объединений и предприятий рыбной промышленности Северного бассейна (КС «Севрыба») Вячеслав Зилланов заявил, что рыбаки готовы взять на себя обязательства по освоению 70% ОДУ собственными судами, готовы рассмотреть и другие реальные предложения. Также в числе обязательств подразумевается соблюдение рыбаком законодательства, правил рыболовства, выплата зарплат, налогов итд.
В части обновления флота, если государство должно определиться: если оно хочет осваивать ресурсы в международных водах, то нужно создавать государственно-частную компанию строить суда и идти осваивать эти ресурсы. Для нашей эконом зоны рыбаки не просят у государства дополнительных средств, они построят сами. За период исторической квоты на Северном бассейне модернизировано 44 судна на 16 млрд. рублей, 26 судов приобретено на вторичном рынке на 12 млрд. рублей. Рыбаки начали приобретать уже и новые суда, поверив, что «исторический принцип» будет работать. Такие цифры привёл Рабочей группе Вячеслав Зилланов.
Представитель рыбацкого сообщества подчеркнул, что ряд вещей надо рассматривать с позиции рыночных условий. Так, на Северном бассейне «рантье» уже практически не осталось. А вот повышающий коэффициент по прибрежке, предложенный Росрыболовством в проекте закона, по мнению рыбаков - путь к «ручному управлению» в отрасли, а, следовательно, к коррупции. « - Аукционы должны быть изъяты вообще. Радуются, что выдавили миллионы, а потом рыбаку надо это отбивать и он идёт браконьерить»,- озвучил тревожную тенденцию Вячеслав Зилланов.
Также, эксперт отметил, что итоговый доклад должен быть компактнее по объёму, а в заключительном его разделе нужно вывести реальные цифры, объёмы и параметры, на которые должна выйти отрасль. Между тем, в тексте удачно найдены решения и с ФАС и с Минэкономразвития, а вот с рыбаками что-то не очень советуются.
Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов акцентировал внимание на том, что сегодня заканчиваются договора эксплуатации ГТС и предложил передать ГТС в аренду операторам портов на 49 лет. « - У вас нет чётких операторов, кто работает только с рыбой. Идея ведь в том, чтобы вы взяли конкретную причальную стенку под рыбу. Давайте конкретное предложение о какой причальной стенке идёт речь, и если вы сможете навести там порядок, то, пожалуйста. .Возможно правильно будет передать ГТС конкретному региону, но только под рыбу», - оппонировал Игорь Левитин.
Представитель Астраханского региона, руководитель Ассоциации «Каспрыба» настаивал на постоянно действующей согласительной группе из рыбаков, ведомств и сетей, т.к. по его опыту, в противном случае до сетей рыбакам не достучаться.
Одним из вопросов, требующих незамедлительного решения была названа необходимость передачи полномочий по регулированию любительского рыболовства регионам. При этом, правила любительского рыболовства должны быть абсолютно скоррелированы с правилами промышленного и отдельной строкой обязательно должно быть прописано введение максимального объёма вылова.
В заключении заседания Рабочей группы Замглавы ФАС Андрей Цариковский выразил уверенность, что пользователи квот должны инвестировать в причалы, в суда и инфраструктуру. Поэтому, ФАС выступает за сохранение «исторического принципа» при условии его серьёзной модернизации. Тем не менее, представитель ФАС настоял сохранить в итоговом докладе различные точки зрения на дальнейшее развитие отрасли.
« - Вместо того, чтобы определиться что будет с отраслью через 25 лет, что она сформирует, на какие показатели мы выйдет, мы обсуждаем один неприемлемый среди всего рыбацкого сообщества принцип «квот под киль». Какой смысл выходить на Госсовет с несформированным предложением, которое противоречит мнению большинства? В докладе надо учесть мнение всех институтов, что мы сохраняем «исторический принцип». Что касается договорных обязательств, мы можем прописать их глубже и чётче» - уверен Андрей Цариковский.
В перечне предполагаемых обязательств Андрей Цариковский назвал: 70% изъятия квот собственными судами, инвестирование 20% совокупного дохода предприятий в модернизацию, переработку, судостроение. Здесь у бизнеса должен быть выбор, чтобы рыбаки могли сами определиться с вложениями.
Подводя итоги заседания, Игорь Левитин поблагодарил всех участников за проведённую работу и призвал в итоговой части доклада выйти на конкретные отраслевые показатели, такие как: объём инвестиций в отрасль каждые 5 лет, объём готовой продукции с высокой добавленной стоимостью, запрет на экспорт необработанной продукции. А также определить, кто вправе осуществлять контроль и регулирование в отношении рыбака.
« - Наверное, сейчас нам целесообразно не идти против течения и согласиться с мнением всех рыбаков по «историческому принципу», а проект ФЗ «О рыболовстве дорабатывать уже после Президиума Госсовета», - резюмировал Игорь Левитин.