Перспективы и проблемы российско-китайских экономических отношений
Важную и точную оценку перспектив и проблем российско-китайских экономических отношений представили эксперты МГИМО.
В новом выпуске научного журнала «Мировая экономика и международные отношения» вышла статья «Российская политика поворота на Восток: проблемы и риски». Ее авторы - ректор МГИМО, доктор политических наук, профессор Анатолий Торкунов и завкафедрой востоковедения МГИМО, доктор исторических наук, профессор Дмитрий Стрельцов.
Они проанализировали политические и экономические риски для российской политики поворота на Восток. В их числе - недостаток опыта участия РФ в процессах регионализации в Восточной Азии, настороженное отношение к ней со стороны стран региона и др.
Авторы обратили внимание и на риск, который создает «крен политики России в сторону Китая». КНР стал для нас главной альтернативой европейским экспортным рынком. В связи с этим возникает риск «диктата покупателя» со стороны Пекина, что ухудшает переговорные позиции российских поставщиков.
Для выработки взаимовыгодного формата взаимодействия ЕАЭС с интеграционными проектами АТР стоит подумать о специальных мерах госрегулирования, предполагающих льготный режим администрирования и налогообложения для иностранных инвесторов, а также над созданием для них спецусловий работы (безвизовый режим, таможенные преференции и др.).
Также нужно выработать взаимовыгодную и взаимоприемлемую формулу активного взаимодействия ЕАЭС с ВРЭП (Всестороннее региональное экономическое партнёрство, в которое входит Индия, Япония и Республика Корея). Кроме того, необходимы прочные связи с Индией, КНДР, странами Юго-Восточной Азии.
Одновременно РФ следует активнее инициировать новые многосторонние международные форматы, в рамках которых ее политические возможности могут оказаться существенно выше, чем на двустороннем уровне. Например, форматы Москва–Пекин–Сеул либо или Москва–Пекин–Сеул–Пхеньян по вопросам безопасности и мерам доверия и др. С учетом исторического опыта большую перспективу имели бы экспертные форматы Москва–Ханой–Пекин и Москва–Ханой–Дели.
Источник: тг-канал ВАРПЭ