Перспективы развития органической и пищевой «халал» продукции Казахстана
В Послании народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» от 2 сентября 2019 года Президент Республики Казахстан К. Токаев отметил: «Мы имеем значительный потенциал для производства органической и экологически чистой продукции, востребованной не только в стране, но и за рубежом».
Также 30 июля т.г. на заседании Правительства Премьер-Министр РК поручил Министерству сельского хозяйства разработать Дорожную карту по производству продукции «халал».
3 сентября т.г. Правительством Республики Казахстан одобрены разработанные Министерством сельского хозяйства Дорожные карты развития органического сельского хозяйства и производства пищевой «халал» продукции. Основные акценты в них направлены не только на развитие внутреннего рынка такой продукции, но и на повышение экспортного потенциала агропромышленного комплекса нашей республики.
Дорожными картами предусмотрена реализация комплекса мер направленных на изучение потребностей и правил доступа на рынки приоритетных стран сбыта, выстраивание институциональной структуры в области «халал» индустрии, признание национальной системы сертификации на международном рынке, научное и информационное сопровождение и т.д. В них отражены конкретные сроки исполнения и задействованы все заинтересованные госорганы и организации.
Справочно: по данным Института органического сельского хозяйства (FiBL) и Международной федерации органического земледелия (IFOAM) Казахстан находится на 26 месте (2017 г) по площади производства органической продукции – 277 145 га.
Основными производителями органической продукции являются хозяйства Акмолинской, Карагандинской, Костанайской и Северо-Казахстанской областей, которые ориентированы на экспорт зерновых, в т.ч. пшеницы, чечевицы, ячменя, рапса, льна, гороха и т.д. Производство органической продукции осуществляют 61 оператор (производители) и 7 импортеров. По данным ИОСХ сумма органик-экспорта из РК в ЕС составляет ежегодно порядка 10 млн. евро. Наиболее заинтересованными в приобретении казахстанской продукции являются помимо стран Европейского союза, являются США, Китай, мусульманские страны.
Наибольшей популярностью пользуется казахстанская «халал» продукция в странах Персидского залива, Турции, Ирана, Средней Азии и России. Так, 30% от общего объема экспорта сельхозпродукции РК (451 млн долл США) за январь-июнь 2019 года составляет продукция «халал». На производство пищевой «халал» продукции выдано сертификатов порядка 900 производителям. К перечню основных продуктов можно отнести такие продукты как мясо, мясную продукцию, рыбу и рыбную продукцию, молочную продукцию и др.
Стоит отметить, что реализация мероприятий дорожной карты позволит нашим производителям ориентировать свое производство на наиболее востребованные рынки сбыта, получить большую прибыль и повысить производительность труда.