Первые 5,4 тыс. тонн лососевых пород рыб уже освоены рыбаками Дальнего Востока
Лососевая путина 2015 года может скорректировать отношение государственных органов к модернизации «исторического принципа» распределения рыбопромысловых квот. Если ценовое предложение этого года будет идентичным прошлогоднему - 125 рублей за кг горбуши «с борта» и 250 рублей - в рознице, - то к госсовету чиновники и рыбаки подойдут с населением, забывшим вкус дальневосточной красной рыбы, пишет "Золотой Рог".
Первые 5,4 тыс. тонн лососевых пород рыб уже освоены рыбаками Дальнего Востока. По данным пресс-службы Росрыболовства, в данное время активный промысел ведется у побережья Камчатки. Там добыто 5,29 тыс. тонн красной рыбы (-12,7% к уровню 2013 году). На 19 июня в Камчатском крае освоено 4,88 тыс. тонн нерки, 222,4 тонны чавычи и 188,7 тонны кеты.
В Сахалинской области рыбаки добыли 41,48 тонны лососей, тогда как на отчетную дату 2013 года уловы составили всего 3,188 тонны. В островном регионе освоили 2,734 тонны горбуши, 29,632 тонны кеты, 6,93 тонны нерки и 2,186 тонны симы.
Напомним, что в этом году общий рекомендованный объем добычи тихоокеанских лососей составил 431 тыс. тонн. Однако главная интрига этого года заключается не только в подходах рыбы в определенные промрайоны, а в рентабельности промысла для отдельных предприятий. Цена за «хвост», а точнее, реакция власти на эту цену - вот что действительно волнует самых прозорливых рыбопромышленников.
Сколько поймают красной рыбы в этом году и по какой цене рыба будет реализовываться промысловиками? Внятных прогнозов со стороны участников рынка пока нет. Более того, участники рынка гадают, будет ли лосось этого года продуктом рыночным или он в этом сезоне перейдет в разряд продуктов «социально-политических».
Напомним, что в 2014 году рост цен на «красную» рыбу запустил волну антирыбацких настроений в обществе. 100%-е повышение цен на рыбу стало для многих социально незащищенных слоев общества шоком. Пищевые «волнения» народных масс нашли отражение в риторике и действиях государственных чиновников.
Закономерное повышение цен из-за прежней недооцененности рыбной продукции на внутреннем рынке, спекуляции закладчиков, прошлогодняя неудачная рыбалка на Восточной Камчатке, скачок доллара и поставки на экспорт - все эти причины, безусловно, способствовали повышению цен.
Однако неопровержимым доводом, который сводит на нет всю разумность объяснений рыбного бизнеса о логичном скачке цен, является главный постулат государственного мышления о том, что водные биологические ресурсы принадлежат государству. А жителям страны эти ресурсы кушать хочется, особенно если учесть, что до 2014 года миллионам простых граждан рыба была, в принципе, по карману.
Но в прошлом году все изменилось. Снижающаяся покупательская способность не тянула дорогого лосося. Правда, достоверных данных о потреблении рыбы населением нет. Разные государственные органы оперируют разными данными. Росрыболовство любит козырять цифрой в 30 кг в год на человека, а региональные власти, также не утруждая себя истинными подсчетами, любят к этой цифре либо добавить пару килограммов, либо отнять от нее. Поэтому объективно сказать, насколько в количественном отношении россияне стали меньше есть рыбного белка, невозможно.
Именно недостоверность данных о потреблении рыбы, в том числе и по потреблению отдельных видов рыб, - одно из наибольших упущений профильного ведомства. Отсутствие реальных данных не позволяет органам власти аргументированно подойти к решению проблемы насыщения внутреннего рынка рыбопродукцией. Зато позволяет любому эксперту, в том числе и профильным чиновникам, вести риторику о квотном переделе.
А ведь есть рыночные механизмы, позволяющие без глобальных потрясений, простой рутинной работой добиться реальных положительных результатов. Как-то прошло незаметным, что в 2014 году цены на консервированную сайру остались на прежнем уровне. Оказалось, что крупнейшему в стране производителю этого продукта группе компаний «Доброфлот» нужно было только проехать по всем регионам страны и заключить прямые договоры с розничными сетями на поставку их продукции. Конечно, эта работа была масштабная, трудоемкая, но проект выгодный как для бизнеса, так и для потребителя.
Подчеркнем, что цены на рыбную консервацию, это единственный показатель, по которому чиновники Росрыболовства могли отчитаться перед правительством как о выполненном рыбном поручении президента, но широкого тиражирования в этот факт не получил.
Зачем искать рыночные механизмы снижения цен, если можно пойти другим путем! Например, реанимировать идею о квотах под киль, или начать приписывать несуществующие государственные задачи по созданию некой транспортно-логистической инфраструктуры под эгидой ФГУП «Нацрыбресурс». В общем, из реального сектора экономики ответственные за развитие отрасли ударились в область активной демагогии.
Не случайно многие эксперты утверждают, что отсутствие грамотных управленческих решений Росрыболовства и невнятная концепция развития отрасли привели к тому, что ценообразование все больше стало зависеть от политических факторов, а не от рыночных механизмов.
В 2015 году ситуация усложняется. Продление Россией продуктового имбарго на импортную рыбу делает практически невозможным снижение цены до уровня 2013 года.
Первые поступления нового улова только подтверждают, что цена на рыбу будет повышаться. Так первые 200 тонн нерки, добытой на Восточной Камчатке, реализовываются в опте в среднем по 260 рублей за килограмм. Это на 20 рублей дороже, чем в этот период времени в прошлом году, и на 40 рублей меньше, чем в середине путины 2014 года. На оптовой базе во Владивостоке эта нерка стоит уже 340 рублей за килограмм, и продавцы не жалуются на отсутствие спроса. «Прошлый год показал, что потребители разделились на несколько групп. Первая группа исключила красную рыбу из своего рациона, заменив ее навагой и камбалой. Вторая приобретает, но значительно меньше. Третья - это те, кто полностью перешел на дешевое мясо. Около 30% наших постоянных покупателей - физических лиц - теперь ходят в соседние мясные контейнеры, не заходя к нам», - говорит один из продавцов.
Вердикт в отношении цен на лосось потребители вынесут только ближе к августу, когда вылов должен перевалить за 250 тыс. тонн, а первые транспорты разгрузятся во Владивостоке. Но большинство представителей рыбодобывающих компаний уже ожидают, что стоимость горбуши будет в районе 110-120 рублей за килограмм. Единственным рыночным механизмом, определяющим эту цену, служит пока прошлогоднее китайское предложение $2,7 за килограмм. Осталось только дождаться китайских объемов, чтобы понять, можно «догнать» рыбу до 150 рублей за кг или нет.
Установления цены на лосось ждут не только участники рынка. Крупный рыбный бизнес понимает, что именно августовские и сентябрьские цены могут задать вектор резкости суждений на государственном совете по развитию рыбной отрасли. И здесь большие держатели квот могут оказаться заложниками ситуации. Такие крупные предприятия, как РРК, «Океанрыбфлот», ПБТФ, НБМР, «Дальморепродукт», «Сигма Марин Технолоджи», группа компаний «Карат», группа компаний «Доброфлот» и другие компании, в своей структуре имеют в основном минтаевые и сельдевые квоты. Суммарно эти компании добывают более миллиона тонн минтая и сельди.
В преддверии, возможно, судьбоносного государственного совета по рыбе крупным компаниям выгодно, чтобы обсуждение принципов наделения правом на вылов в 2018 году проходило на фоне низких цен на рыбу. Сделать это не так сложно, достаточно вышеупомянутым компаниям зафиксировать свои ценовые предложения на уровне 70-80 рублей за килограмм горбуши или 100 рублей за кету. Ведь почти все эти предприятия выставляют флот на приемку лосося. Если рыба будет идти хорошо, то их суда примут около 70 тысяч тонн. А если этот ценовой мораторий поддержат рыболовецкие колхозы на Западной Камчатке и ЗАО «Гидрострой» на Сахалине, то путину 2015 года можно пройти с недополученной прибылью, зато с осознанием государственных интересов и глубоким «чувством выполненного долга». И уж совсем будет идиллия, если дальневосточники не продадут все 25 тыс. тонн нерки на экспорт, как это происходит каждый год. Ведь оставить переработку без нерки тоже не очень по-государственному.
Будет ли это «справедливая» цена для рыбаков - сказать трудно, но 29 мая на площадке Дальневосточной рыбной биржи состоялся первый аукцион по продаже дикого лосося. Продавец и заказчик аукциона - камчатская компания ООО «Корякморепродукт». Всего на электронные торги, которые прошли на площадке ЗАО «Дальневосточная рыбная биржа», было выставлено 24 лота. Это горбуша (потрошеная без головы, с головой и неразделанная), кета (ПБГ), навага (НР), икра мороженая ястычная (горбуша) и икра зернистая замороженная (кета/горбуша).
По словам генерального директора компании «Корякморепродукт» Александра ТКАЧЕНКО, компания продала рыбу по выгодной для себя цене. Например, за лот «Горбуша ПСГ, 1 сорт» стартовая цена была 65 рублей в пересчете на килограмм продукции, а торги завершились на отметке 71,50 рубля за килограмм. «И это цена без НДС. Нам эта цена выгодна, при ней компания получит прибыль», - утверждает гендиректор «Корякморепродукта».
В том, что такие рыночные инструменты способны снизить цены на рыбу, уверен генеральный директор ЗАО «Дальневосточная рыбная биржа» Сергей ЛЕЛЮХИН. «Цена на лоты находится в открытом доступе на нашем сайте, и она значительно ниже среднерыночной, а на ряд позиций - в два раза отличается от оптовой. - Преимущество такой формы торговли в том, что убирается звено трейдеров между переработчиками, торговыми сетями, компаниями, приобретающими рыбу по госконтрактам, и рыбаками. Возможно выйти на заключение фьючерсных сделок», - говорит биржевик.
Следующие аукционы, назначенные на 7 июля, прояснят, сохранится ли цена в 70 рублей и насколько готовы будут рыбаки и трейдеры пользоваться новым каналом сбыта? У организаторов есть несколько лет на раскачку, чтобы доказать эффективность рыбных торгов.
У рыбаков временной люфт на договоренности с правительством совсем небольшой. Им необходимо доказать делом, а не словом, что они готовы обновить флот, развить береговую переработку и насытить внутренний рынок качественной, пусть и не совсем дешевой, рыбой.
Впрочем, есть вопросы и к правительству. Неопределенность позиций разных ведомств не способствует развитию рыночных регуляторов в отрасли. По сути, обе стороны на госсовете должны определить, будет ли отрасль рыночной или уйдет под жесткое госрегулирование, что отбросит ее развитие назад. Ведь желание чиновников модернизировать исторический принцип без учета отраслевых мнений вызывает все большую настороженность отраслевого сообщества.