Почему до сих пор не построен рыбный рынок в Приморье
Региональный министр промышленности и торговли Сергей Калитин, выступая на форуме «Дни ритейла в Приморье», постарался ответить на претензии: рыбный рынок, по его словам, слишком непривычный для нас формат, нет культуры и рыбаки могут болеть чем-нибудь заразным.
Во время экспертной сессии «Малые и средние торговые форматы» утром 25 сентября 2023, на которой выступал Сергей Калитин, успели обсудить много разным тем и проблем, но рыбная, кажется, была наиболее острой.
Министр поставил вопрос максимально конкретно: «Хотите знать, почему мы не можем у нас открыть рыбный рынок?» В таком же формате, как азиатских странах, когда местные рыбаки занимаются прибрежным ловом, сдают морепродукты на берегу в торговые ряды, туда приходят люди, покупают продукты, тут же закупаются представители кафе и ресторанов для своих гостей, а какие-то крупные лоты, тот же тунец, разыгрывают с аукциона – кто больше предложит.
«У нас этой истории в таком формате каждое утро поставлять рыбу в павильон, который выполнял бы функцию рыбного рынка, её нет. И самой культуры вот этой производственно-торговой цепочки, её тоже нет и никогда не было. К чему привыкли наши граждане? Я сам помню, четверг – рыбный день. Приходишь в эти магазины, где вот эти усталые хвосты не первой свежести.
Нам надо понять, что там сможет продаваться. Идея была ещё и в том, что рыболовы-любители должны иметь возможность сдать улов в этот павильон. Но мы понимаем, что это входная проверка: врач берёт пробы, делает анализ. Это сортировка, потому что если на небольшом катере вышел порыбачить (орудие лова и квоты – это отдельная история), там может быть разнорыбица – камбала, минтай – её надо разделить, отсортировать. Где гарантия, что улов ехал до павильона в условиях, которые вообще позволяют его дальше реализовывать? Где гарантия, что люди, которые соприкасались с этой продукцией, когда её добывали, чувствуют себя благополучно, не болеют ничем (дай бог здоровья всем). Поэтому на самом деле мы поняли, что вся эта концепция рыбного рынка, который выдаёт продукцию прибрежного лова, это для нас будет очень большой эксперимент», – сообщил Сергей Калитин, видимо, заменив словом «эксперимент» что-то менее позитивное.
По его словам, в Приморье есть компании, которые готовы создавать «рыбный рынок» в другом формате: торговать продукцией рыбопереработки, продукцией штучной заморозки, малосольной продукцией в вакуумной упаковке. Или открыть точку по продаже рыбы прямо в автомобиль, в формате автокафе (министр почему-то привёл в пример «Мак Авто»).
«Готовы к реализации таких форматов, как небольшой ресторанчик, куда можно было бы заехать на машине, где были бы торговые ряды и где можно купить рыбопродукцию, из неё здесь же могут изготовить какие-то блюда, которые можно на террасе с видом на море в свежем виде употребить либо взять с собой. Такая концепция есть, но пока вопросы с местом. Потому что должен быть и пешеходный трафик, и автомобили чтобы могли подъехать. Мы понимаем, что таких мест в городе немного, но я думаю, мы это обязательно сделаем», – пообещал Калитин.
Ему возразил модератор секции Владлен Максимов, вице-президент «Опоры России», президент Ассоциации малоформатной торговли: в Японии и Корее как-то решается вопрос с документами, контролем качества. А заболеть могут рыбаки и на сейнере в море, там это и вовсе не проконтролируешь.
Продолжил тему Игорь Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров России:
«Если говорить про рыбный рынок, то я много сюда приезжаю. 20 лет назад приехал в первый раз, и мне говорят: мы сейчас вас отведём в пиццерию самую клёвую. Я говорю: в пиццерию я и в Италии схожу. Где можно попробовать рыбку и морепродукты? Отвели куда-то, но в целом говорят: ничего не возможно, всё продаётся в Японию, в Китай.
Что сделал Мурманск – разрешил до 300 кг трески вылавливать и продавать куда смогут. Я понимаю, здесь рыбаков тоже много, они вылавливают, кому-то доставляют. Понятно, что там возникает вопрос документации, и после этого ФНС говорит, что «вы всё там мимо кассы». А мимо кассы – по экономическим причинам. Просто надо сделать так, чтобы было удобно. Проезжаете по всей Атлантике: начиная от Великобритании, Франции, Испании, Португалии – и всё видно, как эти маленькие сейнеры выходят, тут же на приёмке стоит человек и сам распределяет уже дальше. По сути, это же стоило бы сделать.
Понятно, что хорошо бы сделать рыбный рынок: как шоу и как место, где можно брать и пробовать. Тот же рынок в Японии – уникальная штука. Нет и не было такой практики? Ну, друзья мои, это же всё быстро привыкаешь. Всё чисто, цивилизованно – и уже становится спокойно. Мне все мои друзья говорят: для нас открыть Дальний Восток – это откровение. Если думаем о развитии туризма, то надо угощать местными продуктами».
С нескрываемой завистью поддержал эту мысль и коллега Калитина из соседнего региона, министр промышленности и торговли Хабаровского края Евгений Романов.
«Мне кажется, у вас не очень правильное регулирование мелкой розничной торговли рыбой, день в день. Территория Владивостока уникальная. Нас эта тема не сильно волнует, потому что у нас крупные города не находятся на берегу, мы не можем быструю доставку обеспечить. А как раз на территории Владивостока можно было бы провести какой-нибудь смелый государственный эксперимент, попытаться сделать новое регулирование на территории города, чтобы можно было мелкую торговлю рыбой организовать».
фото: newsvl.ru