Почему рыбаки-прибрежники Заполярья недобирают квоты на вылов
Рыбодобывающие предприятия, которые занимаются поставками на берег свежеохлажденной рыбы, последние два года существенно недоосваивают выделенные им квоты. Это стало наглядным последствием желания сэкономить на обновлении флота. Изношенные траулеры-"свежьевики", которые проработали в море по 30-40 лет, приходится часто ремонтировать, тратя на это драгоценное промысловое время. Кроме того, набирать экипажи для таких судов становится все труднее, поскольку работа на старом "свежьевике" очень тяжела физически.
В очередь за шестеренкой
Любопытно, что еще в 2018 году директор мурманского предприятия "Севрос" Сергей Махотин на организованном "Российской газетой" круглом столе заявлял о том, что рыбакам-прибрежникам не хватает квот и они вынуждены сидеть на "голодном пайке". По его словам, прибрежники могли бы привозить в порт 50-60 тысяч тонн рыбы, а привозят примерно вдвое меньше, и если мощности прибрежного рыбохозяйственного комплекса загружать полностью, а не по остаточному принципу, то "цена на рыбопродукцию в магазинах станет доступной для населения".
Однако, судя по статистике, прибрежникам не удается освоить даже те ресурсы, которые они имеют сейчас. По данным Мурманского бассейнового управления по рыболовству и сохранению водных биоресурсов Росрыболовства "Мурманрыбвод на 15 мая 2022 года, "Севрос" из квоты в 2002,895 тонны по треске освоил 18,1 процента, а из квоты в 475,119 тонны по пикше - 36 процентов. Производственные показатели других компаний, работающих в прибрежной зоне, аналогичны. В справке "Мурманрыбвода" об освоении квот по треске и пикше указаны 22 компании, и за каждой из них числится недолов.
Это грозит серьезными последствиями. Напомним, что с 2019 года порог обязательного освоения квот повысился с 50 до 70 процентов. Появилось требование, согласно которому рыбопромышленное предприятие должно осваивать в течение двух лет подряд не менее 70 процентов квот на судах, принадлежащих на праве собственности или используемых на основании договора лизинга. Если это требование не выполняется, то квота может быть урезана.
- Все наши малые суда - старье, - подчеркивает руководитель Ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана Анатолий Евенко. - Необходимо прекращать практику ремонта судов за рубежом и возрождать судоремонт и судостроение здесь, в Мурманской области. Но сегодня это делать очень сложно из-за дороговизны услуг местных судоремонтных предприятий, из-за которой многие судовладельцы гоняют свои траулеры на ремонт в Архангельск. Мелкий судоремонт - "косметику" сделать, лебедку заменить, какую-нибудь звездочку выточить там дешевле. И специалистов-судоремонтников в Мурманской области крайний дефицит. Чтобы заказать хорошему токарю ту же звездочку, рыбаки в очередь становятся. В прошлом году судно из-за одной шестеренки дней двадцать простояло на ремонте. Где уж тут квоту выбрать?
"Зачем строить, если можно купить?"
Сегодня Мурманская область стала единственным регионом в России, где появился новый траулер-"свежьевик" "Вымпел", построенный предприятием "Карелрыба" в 2020 году. Это головное судно новой серии отечественных рыболовных судов для промысла в прибрежной зоне, построенное на одноименном судостроительном заводе в Рыбинске. Но о необходимости продолжать строительство мурманские рыбаки говорят неохотно. По словам Сергея Махотина, его компания "потихоньку разрабатывает" проект нового судна у калининградских проектировщиков. Но у этого судна отечественным будет только корпус, наполнение которого будет импортным. После введения санкций этот проект повис в воздухе.
В прошлом году судно из-за одной шестеренки дней двадцать простояло на ремонте. Где уж тут квоту выбрать?
- Не могу сказать, что мы квоты не выбираем, - объясняет рыбопромышленник. - В прошлом году у "Севроса" два судна пошли в ремонт, так совпало. А Росрыболовство в прошлом году резко добавило квот. Что касается "Вымпела", то его никто не хвалит. Заказчик даже цену нам не сообщил. Слышал, что первоначально цена постройки "Вымпела" была около 400 миллионов рублей и в процессе якобы выросла до 800 миллионов. За такие деньги можно новый пароход в Турции купить или даже два! Да и не у всех есть такие деньги в свободном обороте.
Инвестквотам нужно продолжение
Однако директор "Карелрыбы" Алексей Бараков на свое судно не жалуется и из его стоимости тайны не делает. По его словам, строительство "Вымпела" по договору изначально стоило 375 миллионов рублей и по окончательному итогу обошлось в 400 миллионов. Сейчас оно может стоить около 800 миллионов, так что вложение денег себя вполне оправдывает. Строилось судно по программе инвестквот. Еще две компании строят похожие суда и, может быть, в 2023 году завершат строительство.
- Сегодняшние траулеры подобного типа - металлолом, где экипаж чистит рыбу на палубе под открытым небом, буквально на коленках, - подчеркивает Алексей Бараков. - Рыбофабрики там нет, все делается вручную. На такой труд сейчас мало кто согласен, поэтому возникает проблема с кадрами. А на нашем судне и современная рыбофабрика есть, людям не нужно трудиться на ледяном ветру или в мороз, и уютные каюты, где экипаж может нормально отдохнуть. Но, конечно, из российского на "Вымпеле" только корпус и какие-то отдельные узлы. Процентов 70 оборудования - импорт. Однако базируемся мы в Мурманске и, в принципе, можем ремонтироваться здесь, хотя некоторые комплектующие приходится заказывать за границей. Специалистов в России можно найти. А пока на корабле все работает, судно на гарантии. Кто хочет строить корабли, тот будет их строить. Иного выхода нет.
Опыт и экономическая ситуация подсказывают, что для продолжения строительства траулеров этой же серии необходимы дополнительные ресурсы, особенно сейчас, когда цены выросли в два-три раза. Один из вариантов - продолжать использовать механизм инвестквот и дать рыбакам возможность брать дешевые кредиты. Без этого прибрежный флот перспектив не имеет.
Чтобы обеспечить непрерывность размещения заказов на верфях и начать строительство новых рыбопромысловых судов в 2025 году, необходимо, чтобы законопроект о втором этапе инвестиционных квот вступил в силу с 2023 года. В этом случае уже в 2023 году мы проведем отбор заявок и у компаний будет пять лет на строительство судов. Только так мы обеспечим обновление флота до 80 процентов по мощности в основных рыбопромысловых бассейнах - Северном и Дальневосточном", - сообщил Илья Шестаков, руководитель Росрыболовства.
Тем временем
Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана предложила областной администрации выступить с инициативой передать часть полномочий по управлению прибрежным рыбохозяйственным комплексом на уровень регионов. В числе предложений - присвоить Мурманску статус центра управления рыбохозяйственным комплексом Северного рыбохозяйственного бассейна, организовать в городе универсальный оптово-розничный центр по распределению рыбопродукции. Помимо этого, прибрежники предлагают создать в Заполярье центр по судоремонту и строительству прибрежного флота на базе имеющихся предприятий.