Подготовлена методика оценки нулевого НДС на судоремонт
По формуле расчёта льготу однозначно признают неэффективной…
Минпромторг подготовил проект, которым устанавливается методика оценки эффективности нулевого НДС на услуги по судоремонту. Документ размещен на портале проектов нормативно-правовых актов 29 ноября 2024 года. Методика необходима, чтобы оценить эффективность льготы.
Закон о нулевом НДС Президент Владимир Путин подписал летом 2023 года. Воспользоваться льготой могут судостроительные предприятия, заключившие трехстороннее соглашение с Минпромторгом и Минфином, по которому будут инвестировать в собственное развитие не менее 20% годовой выручки. При ежегодном выполнении условия компания имеет право на нулевой НДС в течение 7 лет.
Мера была призвана нарастить инвестиционные возможности судоремонтных предприятий и позволить им закупать передовое дорогостоящее оборудование для обслуживания современных, в том числе рыбопромысловых, судов.
ВАРПЭ неоднократно обращала внимание на необходимость доработки меры поддержки. В текущем виде она не востребована и не пользуется спросом у малого и среднего бизнеса, который является основой сектора. По данным на начало сентября, поддержкой смогли воспользоваться лишь две компании, хотя в стране таких более 1 тысячи.
«Методика, разработанная Минпромторгом, — это гвоздь в крышку гроба нулевого НДС. Меру однозначно признают неэффективной, что станет основанием для ее отмены», — считает Герман Зверев.
Как следует из проекта, Минпромторг будет оценивать не только соответствие нулевого НДС целям государственной программы по развитию судостроения, но и востребованность меры. Последний показатель будет средний за пять лет и высчитываться ежегодно исходя из количества компаний, заключивших такое соглашение, в соотношении с теми, кто имел на это право. Если итоговое значение будет менее 50%, то меру признают невостребованной.
«Учитывая, что мерой поддержки воспользовались лишь единицы компаний из всей судоремонтной отрасли, уже сейчас можно с уверенностью сказать, только исходя из законов математики, что при использовании методики из проекта льготу признают невостребованной, что является одним из факторов для принятия решения о ее неэффективности, а следовательно, и отмены. При этом такая ситуация сложилась не из-за того, что судоремонтные предприятия не заинтересованы в инвестировании в собственное развитие, а потому что сами условия соглашения не позволяют ею воспользоваться большому количеству участников рынка», — объясняет президент ВАРПЭ Герман Зверев.
При этом для еще одного критерия — оценки льготы при достижении цели госпрограммы — будут использовать данные о темпах роста выпуска судов российскими судостроительными и судоремонтными предприятиями.
«В условиях санкций и добровольно-принудительной программы инвестиционных квот этот показатель растет высокими темпами просто за счет низкой базы, что приведет к тому, что меру по нулевому НДС смогут признать еще и неэффективной. Вместе с расчетной невостребованностью у Минпромторга и Минфина будут все основания отменить льготу», — считает Герман Зверев.
Напомним, что ранее ВАРПЭ выступала за то, чтобы продлить сроки заключения и действия соглашений, дать возможность инвестировать не только в собственные производственные мощности, но и в находящиеся в долевой собственности и долгосрочной аренде, так как часть мощностей, как правило, расположена именно на них. Кроме того, ассоциация предлагала расширить перечень инвестмероприятий, добавив, к примеру, расходы на подготовку и переподготовку кадров.
Источник: ВАРПЭ