После формальной передачи в систему Минсельхоза России рыбная отрасль, по сути, осталась в подвешенном состоянии
В мае текущего года указом главы государства Росрыболовство вернули в структуру Минсельхоза России, объединившего таким образом все отрасли пищевой промышленности. Шаг вполне логичный, особенно с учетом присоединения Российской Федерации к ВТО и активизации сотрудничества по линии ФАО, где интересы нашей страны не смогут отстаивать сразу несколько министров – один по рыбе, другой по мясу, третий по зерну и т.д. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на РИА Fishnews.
Поэтому после неполных пяти лет автономного плавания рыбу пришлось срочно встраивать в структуру министерства. Свободное место нашлось в департаменте регулирования агропродовольственного рынка, рыболовства, пищевой и перерабатывающей промышленности, где появился отдел рыбоперерабатывающей промышленности. В результате и без того немаленький департамент разросся до восьми отделов, полностью соответствуя громоздкому названию. Многопрофильность в свою очередь породила неизбежную путаницу, заметно усложнив работу с Минсельхозом региональных органов власти и хозяйствующих субъектов.
Затруднения начинаются уже с порога: далеко не всем понятно, почему по вопросам рыболовства нужно обращаться в отдел рыбоперерабатывающей промышленности. Отсутствие четкого понимания, какой конкретно департамент занимается рыбохозяйственными проблемами, порой приводит к тому, что над одним и тем же законопроектом независимо друг от друга работают сразу несколько департаментов или ответы из министерства на один и тот же вопрос противоречат друг другу.
Искусственность и поспешность текущего решения видна невооруженным глазом. Возникла парадоксальная ситуация, когда пищевую и перерабатывающую промышленность, а также регулирование агропродовольственного рынка в соответствии с приказом курирует заместитель министра Илья Шестаков, а рыбу – его коллега Игорь Манылов, хотя формально за нее не отвечает вообще никто. И все эти отрасли заключены под крышу одного департамента.
Нынешнее пришествие рыбы в Минсельхоз далеко не первое, но до 2007 г. этой сферой в министерстве занимался сначала департамент рыбохозяйственной политики, затем департамент рыболовства со своими отделами и штатом квалифицированных сотрудников. Сейчас острая нехватка специалистов-отраслевиков, да еще и разбросанных по различным департаментам, создает угрозу того, что проработка на уровне министерства любых вопросов априори будет поверхностной.
Так почему бы не вернуться к уже проверенному на практике варианту? Рыболовство – это сложный комплекс, который имеет только частичное отношение к агропродовольственному рынку, пищевой и перерабатывающей промышленности. Выделение для него профильного департамента позволит решить проблемы в таких «подвисших» последнее время сферах, как международное сотрудничество в области рыболовства, безопасность мореплавания, развитие портовой инфраструктуры, рыбопереработки, аквакультуры, научное и кадровое обеспечение рыбного хозяйства, рыбоохрана и многое другое, но главное – выработка государственной политики и стратегии развития отрасли.
Согласно положению о Министерстве сельского хозяйства, в его структуре может быть до 17 департаментов по основным направлениям деятельности, на сегодняшний день их только 14. Создание отдельного департамента рыболовства автоматически устранит и несоответствия в распределении полномочий заместителей министра.
Курирующий сельское хозяйство и рыболовство зампредседателя Правительства РФ Аркадий Дворкович прямо указал, что функция Минсельхоза – контролировать работу Росрыболовства. Необходимость такого контроля очевидна, ведь по ряду направлений федеральное агентство является по сути и разработчиком проектов нормативных актов, и исполнителем соответствующих государственных услуг, и одновременно органом, который надзирает за их реализацией. Но возложить эти обязанности сразу на несколько департаментов, значит, получить ситуацию, когда у семи нянек дитя без глаз.
Что касается взаимодействия профильного департамента с Росрыболовством, то, по мнению экспертов, здесь стоит ориентироваться на пример Минсельхоза и Россельхознадзора. Отлаженной системе не мешают даже производственные разногласия руководителей этих ведомств по ряду ключевых вопросов, оперативно осуществляется межведомственный документооборот.
Более того, профильный департамент мог бы выступить в роли координатора подготовки долгосрочной госпрограммы развития рыбного хозяйства – программного документа, определяющего стратегические задачи и ориентиры отрасли на ближайшее десятилетие. Работа Росрыболовства в плане реализации федеральной целевой программы, рассчитанной до 2013 г., оставляет мало шансов довести «до ума» проект госпрограммы в установленные правительством сроки. У Минсельхоза же, напротив, колоссальный опыт по разработке и успешной реализации программ развития АПК, отработанные схемы взаимодействия с регионами, предоставления различных форм господдержки, строгая система отчетности.
Казалось бы, зачем указывать ведомству на его внутреннюю структуру и распределение обязанностей, но, как сетуют представители рыбацкой общественности: «Нашлось же отдельное место полноценному департаменту охоты в Минприроды России после передачи ему полномочий в сфере регулирования охотничьего хозяйства». Вопрос понятен. Ведь им совместно с министерством придется решать многие злободневные проблемы рыбохозяйственного комплекса, который не чета охотничьему хозяйству ни по своим масштабам, ни по значимости для экономики страны.