Поставщики еды выступили против проекта «Автодата»
Поставщики продуктов питания, потребительских товаров, а также логистические ассоциации просят премьера Михаила Мишустина внимательно обсудить проект навигационно-телеметрической платформы «Автодата», против которого уже высказались производители автомобилей и IT-сектор. По их мнению, цели новой платформы неясны, а требование в обязательном порядке предоставлять ей информацию грозит тратами, ростом цен на товары и раскрытием коммерческой тайны. Против проекта выступают и операторы уже существующих навигационных систем.
Логисты, поставщики продуктов питания и товаров повседневного спроса направили премьеру Михаилу Мишустину письмо с критикой законопроекта о ГИС «Платформа "Автодата"», который обязывает передавать этой платформе навигационно-телематическую информацию. Законопроект уже вызывал вопросы у автоконцернов, против выступили и крупнейшие IT-компании, такие как «Яндекс» и Mail.ru. Новое письмо подписано руководством 12 ассоциаций, преимущественно объединяющих поставщиков продуктов питания. В их числе также Национальный союз экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) и Российский автотранспортный союз. Авторы письма просят господина Мишустина провести публичное обсуждение документа с привлечением заинтересованных сторон. В аппарате премьера сказали, что обращение получено и находится в проработке.
«Закон об "Автодате" обязывает передавать данные со всех автомобилей в эту систему с оператором в лице НП ГЛОНАСС (не имеет отношения к АО ГЛОНАСС. — прим.), и явно не за государственные деньги, а за счет перевозчиков — владельцев таких данных, — говорит исполнительный директор СЭЛ Ольга Федоткина.— Это вызовет рост стоимости перевозки и цен на товары». Более того, добавляет она, правительство сможет в любой момент расширить список обязательных данных для передачи, оправдывая это, например, коронавирусом.
Исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков отмечает, что в законопроекте не установлены порядок определения оператора системы и его полномочия, в том числе по тарифной политике, потому оценить возможный рост стоимости логистики и цен на продукты пока сложно.
Но понятно, что дополнительная финансовая нагрузка отразится на себестоимости: так, логистическая составляющая велика в производстве хлебобулочных изделий и скоропортящихся продуктов, которые завозятся в магазины чаще остальных.
Руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин указывает, что разработка платформы укладывается в стремление государства «все оцифровать» без какой-либо очевидной необходимости и цели. А бизнес, помимо очередного увеличения финансовой нагрузки, еще и за свои деньги получает огромные риски, связанные с утратой коммерческой тайны: каналов поставок, партнеров и прочего, предупреждает он.
Президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Максим Новиков называет «Автодату» попыткой ввести «очередной квазигосударственный платеж». Платформа частично дублирует уже действующие системы «Платон» и «ЭРА-ГЛОНАСС», которые более понятны бизнесу, в том числе в вопросе тарифов, указывает он. По словам господина Новикова, в случае «Автодаты» есть риск не только утечки коммерческих данных компаний, но их использования для каких-то пока неясных целей.
В АО ГЛОНАСС сообщили, что выступают против принятия законопроекта в текущей редакции.
«В нем содержится слишком много неопределенностей: ключевые пункты, включая требования к оператору и порядок предоставления информации, отнесены на уровень подзаконных актов», — отмечают в компании. Также там сообщили, что на рынке уже существуют общероссийские и региональные информационные системы, которые обрабатывают большие объемы навигационной информации, и неясно, как с ними будет соотнесен проект «Автодата», равно как нет понимания, какие затраты понесет государство для интеграции с ним этих систем.
Источник, близкий к проекту, говорит, что внедрение платформы обеспечит отечественным разработчикам продуктов и услуг недискриминационный доступ к данным, которые сегодня либо им недоступны, либо добываются «серым» способом. Но другой собеседник говорит, что в результате интересы разработчиков таких продуктов ставятся выше, чем интересы перевозчиков пассажиров и грузов, а также автопроизводителей. «Уже сейчас ясно, что последние понесут значительные затраты в связи с проектом», — говорит он.
Обновление. После публикации заметки в НП «ГЛОНАСС» сообщили, что, по мнению НП, выводы коллег прямо противоречат законопроекту, который в настоящий момент обсуждается на экспертном уровне. «Создание проекта идет в тесном взаимодействии с представителями общественности, бизнеса и представителей органов государственной власти в рамках рабочей группы НТИ ''Автонет'', — говорят в НП.— По всей видимости, 12 отраслевых объединений, представители которых подписали обращение, не были заинтересованы в обсуждении законопроекта, так как своих экспертов в рабочую группу не делегировали». Там уточнили, что сейчас в законодательстве не установлено, кому принадлежат данные, которые формируются на борту транспортного средства, и в результате автопроизводители, дилеры и прочие организации могут использовать эти данные в своих коммерческих интересах без согласия и даже без ведома собственника автомобиля или передавать их за границу и коммерциализировать там. В то же время отечественные разработчики и поставщики продуктов и услуг на основе технологий «больших» данных и искусственного интеллекта в автомобильной сфере доступа к этим данным не имеют, а проект призван им этот доступ обеспечить, говорят в НП.