Поставщики продуктов хотят добросовестных практик от интернет-магазинов
На фоне растущей доли онлайн-продаж продуктов питания участники рынка задумались о распространении действующих в традиционной торговле норм саморегулирования и на этот сегмент бизнеса. Поставщики недовольны, что онлайн-площадки меняют договоры и тарифы в одностороннем порядке, что мешает планировать бизнес-процессы. В свою очередь, представители интернет-торговли настаивают, что текущие нормы саморегулирования для них не подходят в силу специфики отрасли.
Комиссия по применению Кодекса добросовестных практик (КДП) изучит работу операторов онлайн-торговли на потребительском рынке для обсуждения возможности распространения норм КДП на эту сферу. Соответствующие консультации пройдут в том числе с Ассоциацией компаний интернет-торговли (АКИТ). Это следует из протокола заседания комиссии. КДП на добровольной основе регулирует отношения между торговыми сетями и поставщиками прежде всего продуктов питания и товаров повседневного спроса (FMCG). В частности, кодекс регулирует правила заказа и возврата товара, условия взаиморасчетов, штрафных санкций, порядок согласование цен, скидок и пр.
Сегмент онлайн-продаж продуктов в России сегодня бурно растет на фоне ограничений в связи с пандемией COVID-19. По данным Nielsen, в апреле 2020 года на онлайн-канал пришлось 5% от всего рынка FMCG в натуральном выражении. По прогнозам Infoline, оборот онлайн-продаж FMCG по итогам года будет на уровне 135 млрд руб.— это более чем в три раза больше, чем в 2019 году.
Заместитель председателя правления «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов говорит, что текущие условия договоров оферты на интернет-площадках часто не подпадают под нормы саморегулирования, что мешает формированию общих правил игры.
К примеру, отмечает он, операторы онлайн-площадок могут менять условия в одностороннем порядке. В сочетании с частой и непрогнозируемой сменой тарифов поставщики не могут планировать экономику контракта, товарооборот и прибыль, указывает господин Леонов.
Директор по правовым вопросам «Утконос Онлайн» Алексей Синельников говорит, что площадка давно в добровольном порядке соблюдает все основные требования закона о торговле, а договоры с поставщиками содержат все необходимые условия, предусмотренные документом.
Президент АКИТ Артем Соколов говорит, что обсуждение применения КДП по отношению к онлайн-торговле выглядит весьма поспешным. «Кодекс из своего названия должен содержать добросовестные практики работы поставщиков и онлайн-площадок, которые только начинают формироваться. Говорить о том, что эти практики добросовестные, а вот эти нет, пока слишком рано», — рассуждает он.
Кроме того, продолжает господин Соколов, онлайн-торговля полностью отличается от офлайн-торговли: «К примеру, у розничных сетей есть наценка, а маркетплейс берет комиссию за товар, при этом саму цену устанавливает непосредственно поставщик или производитель».
По его словам, сейчас участники онлайн-рынка готовят позицию, подкрепленную действующим законодательством, после чего продолжат консультации с комиссией по применению КДП. В Ассоциации компаний розничной торговли (включает X5 Retail Group, «Магнит», Auchan, Metro и пр.) заявили, что изучают вопрос.
Источник в крупной пищевой компании говорит, что у таких онлайн-магазинов продуктов, как «Утконос», основные процессы, включая закупочную политику, похожи на те, по которым работает обычный супермаркет. Но у маркетплейсов, таких как Ozon, по-другому устроена логистика: такие площадки работают со своими дистрибуторами, что ухудшает ценообразование для поставщиков, рассказывает он. Дмитрий Леонов считает, что отразить специфику онлайн-торговли в КДП можно путем внесения изменений в кодекс. Но эксперт сомневается, что участники рынка пойдут на добровольное саморегулирование. Как и в традиционной торговле, рыночная сила будет на стороне продавца, указывает он. Старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов отмечает, что участники рынка онлайн-торговли продуктами растут по-разному и повышенной переговорной позицией сегодня владеют именно лидеры.