Поставщики продуктов уже знают, как обходить госрегулирование цен
Cельхозпроизводители и аналитики потребительского рынка не исключают, что в нынешних экономических условиях законопроект по госрегулированию цен, внесенный недавно в Госдуму от КПРФ, может быть принят. Но предостерегают о том, что продукты, которые подпадают под регулирование, быстро окажутся в дефиците, а ритейлеры будут вынуждены компенсировать выпадающие доходы за счет роста на другие категории товаров, точно так же станут поступать и переработчики. Производители тоже знают, как можно легко обойти предлагаемый коммунистами механизм ограничения наценок — просто через цепочку фирм-однодневок. Об этом сообщает Известия.
Лидер коммунистов Геннадий Зюганов и его коллеги по партии предлагают ввести в законодательство понятие «продовольственные товары первой необходимости» и включить в них молоко, мясо, хлеб, рыбу, масло, сахар, овощи, фрукты и детское питание. Также законотворцы настаивают на введении регламентированных наценок на эти товары. Не более 45% для первичных производителей (фермеров), для переработчиков — не более 15%, для оптовиков — не более 10%, для розничной торговли и общепита — не более 15%.
— После того как мы ввели эмбарго на ввоз продовольственных товаров из стран, присоединившихся к санкциям против России, наша страна оказалась в совершенно иной экономической реальности. Слишком много факторов, которые раньше находились под контролем, стали нести потенциальную угрозу для экономического благополучия всей страны. Среди них особое место отводится инфляционному давлению, способному подорвать потребительскую активность населения. К сожалению, когда возникают риски бесконтрольного роста цен, приходится рассматривать даже те меры, которые могут разрушить рыночные механизмы, являющиеся неотъемлемой частью развития любой экономики, — считает руководитель аналитического департамента AForex Артем Деев.
Аналитик отмечает, что практика последних недель показала — одного лишь мониторинга ценовой стабильности в рамках ежедневного взаимодействия поставщиков, ритейлеров и органов федеральной власти недостаточно. Цены на социально значимые продукты всё равно продолжают ползти вверх.
— Я полагаю, что инициатива госрегулирования ценообразования имеет право на жизнь. Если на текущем этапе необходимость сдерживания цен носит рекомендательный характер и если это не работает, то почему не создать юридическую базу, которая позволит законодательно пресекать искусственное раздувание инфляции, тем более на социально значимые продукты. Что касается примеров аналогичных мер, безусловно, они есть. К примеру, Казахстан, где подобные механизмы оказались исключительно положительными для всей экономики. По крайней мере, цены точно перестали расти, — говорит Деев.
— Если регулируется предельный уровень надбавок на хлеб, значит, подорожают кондитерские изделия и выпечка. Если ограничивается цена на мясо, значит, вырастет в цене кулинария и другие категории продуктов, полуфабрикаты, — отмечает управляющий активами QB Finance Алексей Макаренко. По его мнению, прибыль ритейлеров в результате может уменьшиться на 15–20%, а это приведет к сокращению инвестиционной программы, снижению числа новых магазинов и сокращению персонала.
— Такой шаг будет иметь важное символическое значение в плане воссоздания госплана, который так любят коммунисты. Проиграют и аграрии, поскольку произойдет снижение цен, и они будут требовать дотаций и субсидий от государства, а это десятки миллиардов рублей в лучшем случае. В бюджете эти расходы не предусмотрены, — считает экономист.
Представители молочной отрасли убеждены, что пока долги по субсидиям не погашены, новые проекты не финансируются, а затраты фермеров и переработчиков на электроэнергию, топливо и логистику растут год от года — госрегулирование цен на молоко и молочную продукцию невозможно.
— Регулирование цен возможно, когда государство может предложить взамен соответствующие компенсационные меры. Тогда уже надо регулировать процентные ставки на кредиты, цены на топливо. Цены на молоко и молочную продукцию росли в прошлом году, и они продолжат расти в этом и будущем. Это никак не связано с экономическими санкциями, а связано со снижением объема производства собственного молока на 10% от реальных объемов производства по итогам 2013 года, нехваткой собственного молока и долгами по выплатам госсубсидий в 34 млрд рублей, — говорит председатель правления национального союза производителей молока «Союзмолоко» Андрей Даниленко. По его словам, государство может повлиять на цены, лишь приостановив их рост своевременной поддержкой молочной отрасли, а любое ограничение рыночных цен приведет к тому, что производитель откажется производить продукцию.
Президент «Мясного совета» Единого экономического пространства (ЕЭП) Мушег Мамиконян удивлен, что депутаты от КПРФ включили мясо в перечень продуктов, которые государство должно регулировать по цене.
— Я понимаю задачу, которую ставит для себя КПРФ и Геннадий Зюганов. Это прежде всего помощь малоимущим гражданам в условиях роста цен на продукты. Но это не достигается такими мерами. Есть же мировая практика, и все схемы отработаны. Например, в тех же США есть продуктовые карточки и ими пользуется 20% населения страны, социально необеспеченные. Ни мясо, ни рыба не входят в перечень продукции по льготным ценам, — считает Мамиконян. По его мнению, оптимальной была бы адресная поддержка для многодетных семей, пенсионеров, инвалидов и малоимущих. Льготные цены, по его мнению, следовало бы установить прежде всего на крупы и хлеб.
Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский, в свою очередь, считает, что хлеб — это не та продукция, которая будет расти в цене в ближайшее время, так как мировые тенденции говорят о спаде цен на зерно. Кроме того, по словам Злочевского, розничная торговля всё равно будет обходить ограничения — для поднятия цены в рознице продукцию станут перепродавать через множество фирм-однодневок, прежде чем она поступит на прилавки.
В октябре прошлого года лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов и сенатор Антон Беляков вносили в Думу законопроект, предлагавший ограничить торговую наценку в рознице не более 15% от цены реализации первому оптовому покупателю. Однако проект документа был отклонен.