Потребление рыбы: международный опыт (Венгрия)
1. В Венгрии едят в 22 раза больше мяса, чем рыбы. Страна находится на одном из последних мест в ЕС по потреблению рыбы и на одном из первых — по числу смертей от заболеваний сердечно-сосудистой системы.
2️. Никогда не едят рыбу 12% венгров, потребляют реже, чем раз в месяц − 42%, раз в месяц − 25%, раз в 2 недели − 10%, 2-3 раза в неделю − 11%. Среди тех, кто часто ест рыбу, особенно много городских жителей старше 50 лет с высшим образованием, занятых интеллектуальным трудом.
3️. В структуре потребления 27% занимает живая и охлажденная рыба, 34% − замороженная рыба, 39% − консервы и пресервы. В 2022 г. 70% (75 тыс. т) приходилось на рыбу местного производства (т.е. продукцию аквакультуры, поскольку с 2016 г. рыболовство в промышленных масштабах в Венгрии запрещено, а 30% (35 тыс. т) обеспечивал импорт (хек, треска и лосось). 85% продукции венгерской аквакультуры – карп.
4️. Всплеск потребления рыбы приходится на Пасху и Рождество, когда съедается 30-40% от годового объема. Любимые блюда: традиционный рыбный суп со специями и жареная рыба.
5️. 27% венгров покупают рыбу в супермаркетах, 18% − в дискаунтерах, 8% − в традиционных лавках и 7% − на рынках. Остальные едят рыбу в ресторанах и кафе.
6️. В 2019 году венгерские исследователи выяснили, что развитие устойчивой культуры потребления рыбы начинается с раннего детства. Они также заметили, что ограниченный бюджет детских садов и школ вынуждает их использовать самую дешевую рыбу — с неприятным для детей запахом и вкусом. Для решения проблемы предлагается готовить гамбургеры с котлетой из смеси рыбного, куриного и свиного фарша.
7️. В декабре 2015 г. была запущена кампания по продвижению рыбной продукции "Поймай её!". Она включала в себя дегустации, кулинарные шоу, выставки, фестивали, создание сайта, рекламных роликов, мультфильмов и обучающих видео, публикации в СМИ и соцсетях. Ещё один из инструментов – мобильное приложение с упражнениями для развития памяти, викторинами с вопросами о рыбе и новыми рецептами рыбных блюд. Кампания охватила 5 млн человек. По результатам опросов, о ней узнали 40% венгров. Общие затраты на кампанию за период 2015-2023 гг. составили $2,6 млн.
8️. В 2018 г. венгерское правительство снизило НДС на нее с 27% до 5%, что привело к стабилизации цен. Позднее НДС был снижен на яйца, свинину и курятину, поэтому влияние ценового фактора на рост потребления рыбы следует считать ограниченным.
9️. В октябре 2020 г. Венгерская организация по аквакультуре и рыболовству запустила кампанию "Рыбная пятница". В ходе нее была создана интерактивная заведений, где можно попробовать блюда из рыбы от местных производителей.
В результате, к 2020 г. потребление рыбы выросло на 25% к 2013 г. — до 6,4 кг/чел. в год, по данным ФАО.
В 2021 г. принят Национальный стратегический план по развитию аквакультуры, который предусматривает увеличение производства, а также повышение объемов переработки рыбы на 35%, до 7500 тыс. т, и запуск двух компаний по продвижению рыбной продукции ("Поймай её!" заканчивается в декабре 2023 года). План – увеличить потребление рыбы на 17%, до 7,6 кг/чел. в год.
Источник: Рыбный союз