Появятся ли на прилавках минтай и горбуша по низким ценам
Дальневосточные рыбаки ежегодно добывают до 70 процентов общероссийского улова (он колеблется в районе пяти миллионов тонн). Около двух миллионов тонн традиционно отправляют на экспорт, остальное расходится по стране. Оставшегося количества должно хватить на всех. Рыба действительно есть, но цены на нее кусаются. На это жалуются даже те дальневосточники, которые живут у моря. Стоит ли ждать снижения стоимости водных биоресурсов в условиях, когда многие российские товары попали под санкции?
Пути миграции
Массовых отказов от российской рыбы пока нет. Например, в пакете санкций Японии среди товаров, запрещенных к ввозу, рыба и морепродукты отсутствуют. Страна восходящего солнца - один из главных покупателей нашей рыбы, в прошлом году импорт в стоимостном выражении достиг 658,3 миллиона долларов, это в 2,6 раза больше, чем в 2020-м.
На Камчатке, главном рыбном регионе ДФО, с начала года вообще отмечают рост показателей экспорта. По словам министра рыбного хозяйства края Андрея Здетоветского, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года он составил порядка 30 процентов.
- Традиционными импортерами являются Китай, Корея, Япония. Европейские страны также демонстрируют положительную динамику. В связи с осложнением ситуации с коронавирусной инфекцией в Китае ряд портов вновь ограниченно принимает продукцию наших рыбаков. Надеюсь, эти временные сложности в ближайшее время будут урегулированы. Кроме того, США объявили санкции на ввоз рыбопродукции в североамериканский регион. Туда поставляют традиционно небольшие объемы, - рассказал он, добавив, что камчатские компании начали экспорт во Вьетнам и на Филиппины.
Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов сообщил, что недавно состоялись переговоры с китайской стороной.
- Мне кажется, у нас хорошие перспективы для совместной работы. Насколько мне известно, та продукция, которую выпускает Поднебесная из нашей рыбы, без проблем идет в Европу, и пока никаких отказов нет. Но, конечно, мы не знаем, что будет завтра, - говорит он.
По его словам, рыбаки поставляют на внутренний рынок столько, сколько он требует, и в случае необходимости готовы увеличить поставки.
Так, например, уже происходит с минтаем. По данным Ассоциации добытчиков минтая (АДМ), за первые три месяца 2022 года объем этой продукции, отправленный на внутренний рынок, превысил 87 тысяч тонн. Сюда входят и мороженые тушки, и филе, и фарш, и сурими.
- Мы видим, что объемы потребления филе минтая растут год от года, вытесняя мороженый минтай. Есть спрос на внутреннем рынке на сурими. Если динамика сохранится, то по итогам года мы сможем повторить рекордный результат 2021-го. Тогда на внутренний рынок было отгружено около 250 тысяч тонн различной продукции из минтая, что составляет 29 процентов суммарного вылова, - приводит данные глава АДМ Алексей Буглак.
Экономика процесса
Георгий Мартынов считает, что в сложившихся условиях рыба не может стоит дешево - слишком велики затраты отрасли. По условиям программы инвестиционных квот, действующей с 2017 года, 20 процентов квот на вылов минтая и сельди распределены между инвесторами, которые взамен обязуются обновлять флот и перерабатывающие мощности. Значительная часть средств, на которые рыбаки строят заводы и суда, - заемная.
Надо смотреть объективно: рыбаки не могут продавать продукцию ниже себестоимости, они просто разорятся
- Под инвестиционные квоты для покупки ресурса и строительства судов отрасль взяла у банков по состоянию на конец прошлого года более 420 миллиардов рублей. Эти деньги надо отдавать. А ставки, как известно, выросли. Сейчас мы стараемся договориться с кредитными учреждениями о сохранении прежних ставок и процентов, иначе мы просто не построим, - поясняет Георгий Мартынов.
Кроме того, рыбакам в ближайшее время, возможно, предстоят дополнительные расходы. Еще в прошлом году планировалось внести в Налоговый кодекс поправки, предусматривающие увеличение ставок сбора за пользование водными биоресурсами. Обсуждается и второй этап инвестиционных квот.
- Во всей этой ситуации промысловикам не мешало бы подкопить "жирку", но пока не получается. Поэтому давайте смотреть объективно: рыбаки не могут продавать продукцию ниже себестоимости, они просто разорятся, - резюмирует Мартынов.
Все, что выше себестоимости
К тому же не факт, что снижение оптовых цен сильно повлияет на розницу. Разброс цен на мороженые тушки минтая, как показал мониторинг, весьма велик: в магазинах приморской столицы они стоят от 100 до 250 рублей за кило.
При этом, как говорит Алексей Буглак, отпускная цена в порту Владивосток в конце апреля составляла 85-90 рублей в зависимости от размерного ряда. В 2019 году цены рыбаков держались на уровне 100-110 рублей за кило, а два года подряд - в 2020-м и 2021-м оптовая цена на мороженый минтай была на минимальном уровне - 60-70 рублей. Такие колебания связаны с пандемией и ее последствиями.
Тот же мониторинг продемонстрировал, что более дорогое филе минтая в торговой сети Владивостока можно купить за 330-450 рублей за килограмм.
- Оптовая цена на филе стабильна в течение последних шести месяцев и держится на отметке 230-235 рублей за килограмм. В марте несколько подорожал мороженый минтай. Но это было связано с возникшей из-за санкций неопределенностью, резким изменением курса доллара, двукратным скачком цены топлива, доля которого в себестоимости продукции составляет более 30 процентов. Нужно признать, что пока розничные цены на рыбу оторваны от отпускных. Несмотря на снижение последних на 35 процентов в 2020-2021 годах, по большей части позиций цены в рознице росли. Это связано с рядом факторов, включая участие посредников и оптовиков, которые фиксируют свою маржу. Весомую роль сыграло двукратное удорожание доставки рыбы по железной дороге и автотранспортом, связанное с дефицитом рефрижераторных контейнеров и вагонов, - анализирует Алексей Буглак.
Так, по данным АДМ, в прошлом году стоимость железнодорожных перевозок выросла с 12-13 до 25-27 рублей за килограмм рыбы.
Для решения проблемы в июле прошлого года правительство РФ подписало постановление о субсидировании этого вида доставки минтая, но воспользоваться субсидией рыбаки не успели, так как прием заявок начался только в середине октября. Алексей Буглак рассчитывает, что в этом году эффект от субсидии будет более ощутимым.
В 2017 году Федеральная антимонопольная служба выяснила, что маржа посредников в стоимости рыбы составляет около 25 процентов. На ситуацию с ценниками на прилавках выводы ведомства никак не повлияли. В конце 2021 года после многолетнего перерыва при ФАС возобновил работу экспертный совет по развитию конкуренции в сфере рыбохозяйственного комплекса. Есть надежда, что он комплексно займется проблемой.