Позиция ТПП России по законопроекту об инвестквотах вызывает вопросы
Тема очередного передела в рыбной отрасли вызывает обоснованные опасения как отраслевого сообщества, так и крупнейших деловых объединений страны, которые призваны отстаивать интересы бизнеса. В свете беспрецендентных экономических санкций в отношении России стоит без преувеличения вопрос выживания наиболее уязвимого среднего и малого предпринимательства, представители которого рискуют обанкротиться, не говоря уже о продовольственной безопасности страны. Очередное обсуждение законопроекта о втором этапе программы инвестиционных квот состоялось на заседании Рабочей группы по «регуляторной гильотине» в сфере рыболовства 7 июня, в ходе которого представитель Торгово-промышленной палаты России неожиданно поддержал спорный законопроект.
Напомним, что проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов» предлагает с 2023 года изъятие у законных пользователей до окончания срока действия заключенных договоров и распределение на аукционах под инвестиционные обязательства 100% квоты вылова морского гребешка, трубача, морского ежа и трепанга, 50% квоты краба и 24% квоты прочих видов водных биоресурсов, по которым уже были предоставлены инвестиционные квоты в рамках первого этапа.
Согласно протоколу заседания рабочей группы, по итогам обсуждений 7 июня был согласован ряд существенных замечаний к законопроекту. В их числе: исключение донаделения инвесторов первого этапа 4% общего допустимого улова; начало второго этапа программы инвестквот в части строительства рыбопромысловых судов с 1 января 2025 года; исключение строительства рыбопромыслового флота для обслуживания береговых перерабатывающих заводов; отмена крабовых аукционов до 2035 года; отказ от распределения 100% квот на моллюски посредством аукционов.
За невозможность согласования законопроекта проголосовал один член рабочей группы. За согласование с учетом изменений – семь. За согласование без замечаний – пять, включая председателя Комитета ТПП России по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, учредителя и генерального директора ООО «Московское море» и ООО «Сахалинское море» Александра Соколова. Данный выбор вызывает недопонимание, учитывая, что в декабре 2021 года ТПП России участвовала в общественном обсуждении данного законопроекта и направила отрицательное заключение в Минэкономразвития. О необходимости доработки законопроекта директор Департамента развития предпринимательства ТПП России Денис Дыбов сообщил в письме в адрес Минсельхоза России в декабре 2021 года. «Проект проработан с представителями профильного экспертного сообщества, которые не поддерживают его в связи с необходимостью внесения существенных доработок», – говорится в письме.
Кроме того, с резкой критикой законопроекта о втором этапе инвестиционных квот на слушаниях в Общественной палате РФ, которые прошли в апреле 2022 года, выступили исполнительный директор Ленинградской областной ТПП РФ Игорь Муравьев и председатель Подкомитета по развитию рыбохозяйственного комплекса России ТПП РФ Виктор Кирочкини, указав, по их словам, на «нецелесообразность принятия законопроекта в текущих экономических условиях».
Стоит отметить, что на российском промысле гребешка, морских ежей, трепанга работают 39 субъектов малого и среднего предпринимательства (82% от всего числа предприятий, ведущих соответствующий промысел). На промысле краба работает 43 субъекта МСП (52% от всего числа предприятий, ведущих данный промысел. Потери для субъектов МСП, ведущих промысел крабов, составят 25-26 млрд рублей в год, для предприятий, ведущих промысел моллюсков – не менее 7-8 млрд рублей в год. По самым скромным оценкам экспертного сообщества, принятие законопроекта в текущей редакции приведет к закрытию десятков субъектов малого и среднего бизнеса, которые суммарно потеряют более 260 миллиардов рублей.
Напрашивается вопрос, как член Рабочей группы, уполномоченный руководством ТПП России представлять объединение и возглавляющий комитет ТПП России по поддержке и развитию МСП, может высказывать противоположную позицию, которую поддерживает большинство участников Торгово-промышленной палаты? Или ТПП России пересмотрела свою позицию касательно законопроекта? С соответствующим запросом обратились к руководству ТПП России.