Предложения Поморья по развитию экспорта продукции АПК через Севморпуть озвучены в Совете Федерации
Предложение о расширении списка судов, которые могут воспользоваться субсидией на организацию регулярных перевозок по Северному морскому пути, озвучила на круглом столе, состоявшемся в Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, министр агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области Ирина Бажанова.
В ходе заседания участники обсудили развитие новых логистических коридоров для экспорта продукции агропромышленного комплекса. Вопрос в том числе связан с реализацией нацпроекта «Международная кооперация и экспорт».
Для Архангельской области экспорт АПК в основном составляет рыбная продукция – филе трески и пикши, а также продукция из камчатского краба.
В связи с переориентацией экспортных поставок с Запада на страны Азии и Дальнего Востока предприятия выстраивают новые логистические цепочки. И для предприятий нашего региона Северный морской путь является оптимальным направлением, так как время в пути с места промысла на Дальнем Востоке до порта Архангельск составляет всего 11 дней.
С 2016 года рефрижераторные суда дальневосточных компаний ежегодно осуществляли доставку рыбной продукции в порт Архангельск по Севморпути. С 2020 года планировалась обратная загрузка таких судов белой рыбой (палтусом и треской) на экспорт в страны Азиатского-Тихоокеанского региона с таможенным оформлением в Архангельске. Но развитие этого направления тормозит высокая себестоимость перевозки рыбы из районов промысла на коммерческих рейсах.
– Дело в том, что с 2022 года из федерального бюджета предоставляются субсидии на организацию регулярных перевозок по Северному морскому пути. Но соответствующими правилами предусмотрено субсидирование каботажных рейсов исключительно для атомного лихтеровоза-контейнеровоза «Севморпуть», а рефрижераторные суда в этот перечень не включены, – отметила в своем выступлении Ирина Бажанова.
Расширение списка судов позволит увеличить грузопоток, объем перевозимой продукции, расширить ее перечень, а также выстроить новые логистические коридоры для экспорта продукции АПК по Северному морскому пути.
– Для того чтобы Северный морской путь заработал в полную силу, необходимо внести изменения в правила предоставления из федерального бюджета субсидии на государственную поддержку организации регулярных перевозок по Северному морскому пути и распространить их действие на морскую перевозку рыбы и рыбной продукции из районов добычи специализированными рефрижераторными судами, – акцентировала внимание участников круглого стола Ирина Бажанова.
Предложение включено профильным комитетом Совета Федерации в рекомендации, которые по итогам заседания будут переданы в Правительство Российской Федерации.