Предприятия Хабаровского края встроены в общероссийскую систему рыбной отрасли
И волнуют рыбопромышленников в целом те же вопросы, что и коллег из других регионов. В актуальной повестке — и проблемы с территориальной спецификой.
Квоты, аукционы — как это влияет на жизнь предприятий
Государственные регуляторы в 2016 году перешли от проектов к юридическим решениям: в федеральный закон о рыболовстве включили новый вид квот — добычи на инвестиционные цели. Прежде всего новшество затрагивало предоставление прав на вылов рыбы. На Дальнем Востоке под перераспределение, пусть и в перспективе, попали квоты минтая и сельди.
Всего через три года — новые серьезные перемены. На этот раз были введены крабовые аукционы с инвестиционными обязательствами: предлагаете на торгах самую высокую цену, побеждаете — получаете доли квот и при этом также должны построить промысловое судно на российской верфи.
Прошло еще около трех лет, и в законе предусматривают второй этап «рыбных» инвестквот и крабовых аукционов. Список видов квот стал еще шире.
Естественно, перестройка системы предоставления прав на добычу отражается на работе хозяйствующих субъектов, отмечают в Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края. Участники объединения обеспечивают вылов около 50% от общего результата региона: в прошлом году они взяли порядка 250 тыс. тонн рыбы и морепродуктов.
Законопроект о втором этапе изначально предполагал еще более жесткие условия. Планировалось отправить на аукционы с инвестиционными обязательствами квоты не только на крабы, но и на другие ценные морепродукты. Не было никаких специальных условий для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Общими усилиями удалось привлечь внимание к рискам. Чего будет стоить предприятиям региона потеря части «исторических» квот, рассказали на заседании Хабаровского краевого рыбохозяйственного совета в ноябре прошлого года: с обсуждения острой для отрасли темы совет возобновил свою работу после нескольких лет перерыва.
Ассоциация предприятий рыбной отрасли Хабаровского края в период рассмотрения проекта закона в Госдуме обратилась к депутатам с открытым письмом: основной упор организация сделала на проблемы сохранения небольших компаний и индивидуальных предпринимателей.
«Они ограничены в своих финансовых возможностях и по определению не смогут участвовать в распределении квот по инвестиционной схеме. А лишившись даже части квот, такие организации столкнутся с прямой угрозой банкротства. Но многие из этих предприятий являются поселкообразующими. Они работают в удаленных местностях, где иной возможности для трудоустройства у местного населения просто нет. Это — Дальний Восток, с его огромными расстояниями и низкой плотностью населения, со своей спецификой. И что будут делать люди, оставшиеся без работы, без средств к существованию?» — писал президент ассоциации Сергей Рябченко.
В итоге законодатели отказались от распространения принципа крабовых аукционов на квоты промысла других ценных морепродуктов. Для малого и среднего бизнеса в законе предусмотрели механизмы, которые, по заявлениям властей, должны сохранить за предприятиями часть ресурсного обеспечения: по рыбе — повышающий коэффициент, по крабам — сокращение объема, который выделяется на аукционные цели (не 50% — как на первом этапе и как в изначальной версии законопроекта, а 48%).
Правда, пока не очень понятно, насколько эти меры окажутся действенными на практике. По крабу расчеты показывают, что предприятиям достается всего несколько сотен килограммов ресурса, отмечал президент АПРОХК. Ассоциация обратилась по поводу этой проблемы к первому заместителю председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, руководителю межкомитетской рабочей группы Сергею Митину и в Минсельхоз России.
В сентябре проблема обсуждалась на площадке СФ, однако четкого ответа: как же все-таки на практике защищен малый и средний бизнес — так и не прозвучало, считает руководитель АПРОХК. В связи с этим он повторно обратился к Сергею Митину.
Удалось добиться, чтобы в «аукционный список» не попал колючий краб Северо-Охотоморской подзоны: его промыслом как раз занимается небольшой бизнес. В мае правительство выпустило распоряжение, где указаны виды краба, выставляемые на торги с инвестиционными обязательствами: в перечне этого объекта нет.
Встряски из-за инициатив по квотам происходят с завидным постоянством. Всего пару лет назад Федеральная антимонопольная служба говорила, что настаивает на отказе от «исторического принципа» распределения долей и переходе к торгам, хотя и после завершения действия уже заключенных с предприятиями договоров. Такие новации грозят вымыванием из отрасли малого и среднего бизнеса, усилением монополизации, а в 2000-х годах уже был печальный опыт квотных аукционов, напомнил по этому поводу Сергей Рябченко.
Резонанс вокруг новых принципов предоставления прав на вылов привлек внимание к роли МСП в рыбной промышленности. Какое место отводится небольшим предприятиям в работе отрасли? Насколько официально признанные субъекты малого и среднего бизнеса являются таковыми по факту? Считает ли государство, в конце концов, что наиболее высокорентабельные промыслы — это сфера для крупных холдингов, а «малышам» тут не место? Все эти вопросы вновь стали обсуждаться на различных площадках, в том числе с участием представителей отраслевого сообщества Хабаровского края. Да, может быть, небольшие компании не располагают достаточными ресурсами, чтобы заходить в крупные инвестиционные проекты, но они тоже платят налоги и создают рабочие места, в том числе в глубинке. Как быть с этим? В Хабаровском крае рыбопромысловые предприятия работают в том числе в районах, относящихся к Крайнему Северу и приравненных к ним местностях.
Непростая тема «прибрежки»
С темой малого и среднего бизнеса стыкуется тема прибрежного рыболовства. С 2019 года его правовое регулирование также изменилось. Этот вид рыболовства в федеральном законе остался — со своими требования и особенностями. А вот специальная прибрежная квота исчезла. И вопросы, как поддерживать предприятия прибрежного рыбопромышленного комплекса, сохранились. Даже несмотря на повышающий коэффициент 1,2 при расчете объемов для освоения в режиме «прибрежки».
Для Хабаровского края изменение подходов к регулированию прибрежного рыболовства обернулось своими сложностями. Обновленная правовая база уже не предусматривала разделение подзоны Приморье на районы южнее и севернее мыса Золотой. Хабаровский край после этого столкнулся, например, с вопросом, как добывать ламинарию. Дело в том, что к северу от Золотого для этого объекта промысла не устанавливался общий допустимый улов, а к югу — наоборот.
Когда разграничение убрали, допустимый улов распределили между пользователями Приморского края (у них имелись доли квот). К добыче хабаровские рыбаки смогли вернуться, когда был установлен возможный вылов водоросли сахарины в районе к северу от Золотого.
Развитие прибрежного рыболовства (не в привязке исключительно к определению из закона, а в простом жизненном представлении) Ассоциация предприятий рыбной отрасли Хабаровского края называет одной из своих ключевых задач. «Эту тему мы поднимаем постоянно, на самых разных площадках — и в крае, и на федеральном уровне», — рассказали в АПРОХК.
Неслучайно появился запрос на создание «региональных квот», считает Сергей Рябченко. С такой инициативой выступили власти Магаданской области. Идея в том, чтобы закреплять за субъектами Федерации небольшую часть общего допустимого улова промысловых объектов прилегающих акваторий — чтобы их могли получить по заявительному принципу предприятия региона. Таким образом администрация Магаданской области предложила поддержать небольшой бизнес и отдаленные территории, а также сделать рыбную продукцию более доступной для местного населения.
Тема, конечно, сложная, ведь речь идет об изменениях системы квот, пересмотре федерального законодательства (а тут, как указывали в Минсельхозе России, потребуется серьезная правка). Однако потребность в решении вопросов «прибрежки» явно есть — надо думать над инструментами, уверен президент АПРОХК. Власти Хабаровского края поддержали инициативу магаданских коллег.
В апреле тема «региональных квот» обсуждалась на заседании Дальневосточного научно-промыслового совета, и руководство Федерального агентства по рыболовству согласилось, что можно рассмотреть идею таких квот и в принципе вопросы развития прибрежного рыболовства на специальной рабочей группе.
Возможно, для сырьевого обеспечения предприятий Хабаровского края стоит вернуться к разделению подзоны Приморье на районы к югу и северу от мыса Золотой. Также региональная ассоциация считает, что на федеральном уровне нужно рассмотреть возможность перевода в «неодуемые» ряда объектов промысла в подзоне Приморье и Северо-Охотоморской подзоне. Квоты этих видов водных биоресурсов не осваиваются в объеме 70% и есть основания для изменения регулирования, заявили в АПРОХК.
Отраслевое сообщество края все-таки рассчитывает добиться законодательных изменений, которые защитят предприятия от риска лишиться квот, если они не смогли освоить обязательный объем из-за неблагоприятной гидрометеорологической обстановки. Для рыбаков Охотского района сложнейшая ледовая обстановка два года подряд не позволяла достигнуть планки добычи: непредсказуемость природы обернулась для них угрозой потерять право на работу и судебными разбирательствами. Депутаты Законодательной думы Хабаровского края в 2022 году уже представили проект изменений федерального закона, чтобы сложная гидрометео-, ледовая обстановка все-таки засчитывалась как форс-мажор и при таких объективных проблемах предприятия не теряли долей квот. В комитете краевой думы по вопросам промышленности, предпринимательства и инфраструктуры сообщали, что продолжают работу над законопроектом и рассчитывают добиться решения важного для промысловиков вопроса.
Промысел — по новым ставкам
В этом году работать в условиях обновленного законодательства, регулирующего сбор за пользование водными биоресурсами, учатся и предприятия, и госорганы. На федеральном уровне были установлены новые, более высокие, ставки сбора. До этого такие нормативы на протяжении многих лет не менялись и очень важно было привести их в соответствие с современной рыночной ситуацией, отмечал руководитель Росрыболовства Илья Шестаков. Начиная с 2025 года ставки также будут индексироваться на коэффициент-дефлятор.
При этом государство решило поддержать определенные направления с помощью вычетов по уплате сбора. За счет вычета в связи с переработкой предполагается создать стимулы для выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью, причем как на судах, так и на береговых предприятиях. Через вычет в связи с работой на новых судах — поддержать обновление флота на российских верфях. Налоговые преференции пообещали и тем, кто, как уже говорилось выше, рыбачит в режиме прибрежного лова.
Налоговая тема чувствительна для предприятий. Понятно, что при определении вычетов и их оформлении могут возникать вопросы, и отраслевые объединения как раз способны помочь в получении разъяснений от органов власти. Такую задачу себе поставил Координационный совет рыбохозяйственных ассоциаций Дальнего Востока, в составе которого работает и руководитель Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края.
Участки ждет переоформление
В 2019 году предприятия уже прошли через переоформление участков для промысла лосося и других анадромных видов рыб. Проводить большую кампанию Росрыболовству и регионам потребовалось из-за изменения правовой базы: в законе на смену термину «рыбопромысловый участок» пришли «рыболовные участки» (РЛУ). Нужно было отразить перемены в договорах с пользователями — участки переоформили.
Скучать рыбопромышленникам не приходится. Через два года Росрыболовство заявило о намерении проанализировать эффективность использования уже распределенных участков и, исходя из этого, принимать решение об их дальнейшей судьбе.
Договор на рыболовный участок — необходимая составляющая лососевого промысла, так что от принципов, на которых закрепляются РЛУ, напрямую зависит доступ предприятий к ресурсу.
Для подготовки законопроекта об участках для вылова анадромных видов рыб федеральный Минсельхоз создал межведомственную рабочую группу. Она и формировала предложения для законодателей: на каких условиях стоит перезакреплять РЛУ за предприятиями, которые добросовестно исполняли свои обязательства перед государством и хотят продолжать промысел.
Хабаровский край занимает на Дальнем Востоке третье место по объемам вылова тихоокеанских лососей (в 2023 году — более 28 тыс. тонн при общем результате по ДФО свыше 600 тыс. тонн). Добывают в регионе и другие анадромные виды, например азиатскую зубастую корюшку. Так что тема перезакрепления участков волнует промышленников Хабаровского края не меньше, чем их коллег с других территорий. Когда обсуждения изменений только были на старте, АПРОХК провела большой круглый стол по этому вопросу — с участием краевых депутатов, Общественной палаты региона, Общественного совета при Росрыболовстве, Союза работодателей Хабаровского края, ХабаровскНИРО, Амурского филиала Главрыбвода, муниципальных властей и представителей других объединений отрасли.
На этой площадке бизнес вновь подчеркнул: массовая отправка участков на аукционы — пугающий сценарий. Непонятно, что в таком случае будет с уже введенными в строй производствами и с территориями.
Ключевой посыл, с которым федеральные власти пригласили отраслевое сообщество обсуждать изменения закона: добросовестные пользователи сохранят участки на новый срок без торгов — и без конкурсов, и без аукционов. «Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы как можно больше предприятий смогли спокойно продолжить работу», — прокомментировал Сергей Рябченко.
По его мнению, Росрыболовство и сенаторы предложили правильный подход к определению условий, на которых участки будут закрепляться на новый срок: чтобы решения о социальных и инвестиционных обязательствах принимались на уровне регионов. При этом планируется, что федеральные ведомства также не останутся в стороне от важного процесса: соглашения с регионами будут согласовываться с комиссиями по анадромным. «Мы надеемся, что это послужит дополнительным фильтром, чтобы не было перегибов на местах и непрозрачного установления условий для разных пользователей», — объяснял логику такого алгоритма Илья Шестаков.
«У разных регионов, где добывают анадромные виды рыб, — своя специфика. Для одних работа лососевых рыбоводных заводов более актуальна, для других — менее. В плане организации переработки тоже есть особенности. Поэтому, на наш взгляд, федеральный центр может определить общие направления обязательств пользователей, а регионы — уже предусматривать конкретные требования», — привел аргументы президент АПРОХК.
В июле значимый для отрасли закон был подписан. Сейчас идет работа над подзаконной базой и еще одним законопроектом — по границам участков. Представители Хабаровского края также участвуют в этой подготовке. Это очень значимый аспект, которому необходимо уделить самое пристальное внимание, подчеркнул Сергей Рябченко.
Сберечь запас социального значения
Лососевый ресурс играет важнейшую роль для рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока, и не только с точки зрения экономики. Хабаровский край — не исключение. Для сохранения лососей пользователи идут в том числе на использование механизмов саморегулирования. Так, напомнили в АПРОХК, в 2019 году отраслевое сообщество выступило за запрет промысла летних лососей в бассейне Амура и Амурском лимане, чтобы как можно больше производителей прошло на нерестилища и было обеспечено восполнение запасов.
Рыбаки Хабаровского края работают в разных промысловых районах. И каждый из них имеет свое значение. В связи с этим в региональной ассоциации считают важным, например, рассмотреть возможность разработать комплексную программу восстановления лососевых ресурсов подзоны Приморье, где уловы горбуши по Хабаровскому краю когда-то доходили до 10 тыс. тонн, а теперь составляют максимум 1 тыс. тонн.
На весеннем заседании ДВНПС представители разных регионов подняли вопросы о целесообразности сохранения ограничений, которые вводятся на протяжении нескольких лет в отдельных районах лова. В частности, Сергей Рябченко предложил рассмотреть возможность открытия промысла осенней кеты в лимане в 2024 году.
В дальнейшем эта тема обсуждалась с руководством отраслевой науки, сообщил глава ассоциации.
Отраслевое объединение также предлагает меры по борьбе с браконьерством. В Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края считают, что усилить работу по сбережению водных биоресурсов поможет наделение перекрестными полномочиями сотрудников различных природоохранных структур. Кроме того, необходимо предусмотреть уголовную ответственность не только за незаконную добычу водных биоресурсов — как сейчас, но и за скупку, транспортировку и продажу нелегальных уловов: это бы облегчило привлечение браконьеров к ответу за их действия.
Для того чтобы перекрыть трафик браконьерской продукции, ассоциация предлагает уполномоченным органам взять под контроль перевозки авиатранспортом лососевой икры непромышленного изготовления. Такой эксперимент прошлой осенью стартовал на Камчатке, но регламентирован он на федеральном уровне, к проекту уже выразила готовность присоединиться Чукотка. В Хабаровском крае таким образом можно было бы «обрезать крылья» поставкам нелегально добытой продукции из северных районов, уверены в АПРОХК.
Диалог по всем фронтам
Решать актуальные для отрасли вопросы ассоциации Хабаровского края помогает сотрудничество с коллегами из других прибрежных регионов. Сергей Рябченко — активный участник работы Координационного совета рыбохозяйственных ассоциаций Дальнего Востока.
Кооперация руководителей отраслевых объединений помогла добиться внесения важных поправок в правила ветеринарно-санитарной экспертизы рыбы и рыбной продукции: была установлена периодичность проверок икры-сырца, что особенно важно для предприятий на отдаленных территориях.
В новых правилах оформления разрешений на вылов появилось уточнение, когда необходимо подтверждать таможенное декларирование судна в России. Это требование распространяется только на флот, приобретенный или построенный за пределами таможенной территории ЕАЭС после 1 января 1995 года. Такая формулировка позволяет обеспечить работу на промысле судов, по которым данных о декларировании нет за давностью лет.
Ассоциация предприятий рыбной отрасли Хабаровского края и самостоятельно, и в составе Координационного совета выступала за решение проблемы государственной экологической экспертизы в рыболовстве. Сейчас ожидается внесение в законодательство о ГЭЭ изменений, которые окончательно снимут вопрос с этой процедурой для рыбаков.
Обеспечить достойное финансирование для отраслевой науки, сделать более оперативным внесение важных изменений в правила рыболовства — чтобы они отвечали задачам сохранения водных биоресурсов и промысловой практике. В выполнении всех этих задач с коллегами по Дальневосточному региону участвует отраслевое сообщество Хабаровского края.
С 2019 года Ассоциация предприятий рыбной отрасли Хабаровского края состоит во Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ). Это также помогает представлять интересы региона на федеральном уровне.
В основе работы отрасли — правовая база. Для того чтобы она учитывала интересы рыбохозяйственного комплекса Хабаровского края, региональная ассоциация на постоянной связи с краевым правительством, Законодательной думой Хабаровского края, депутатами Госдумы и членами Совета Федерации, Федеральным агентством по рыболовству и Министерством сельского хозяйства. Организовано обсуждение вопросов отрасли на площадках Общественной палаты Хабаровского края и Общественного совета при комитете рыбного хозяйства региона.