{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

Предварительные итоги работы рыбохозяйственного комплекса страны в 2011 году

18 января 2012 10:00
 

Окончательные итоги работы рыбохозяйственного комплекса страны в 2011 году еще только будут подведены. Предварительные итоги прокомментировал заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов, который также ответил на ряд проблемных вопросов, касающихся развития рыбной отрасли. Об этом сообщает https://www.fishnet.ru/ со ссылкой на Рыбную газету.

Реализованные планы Росрыболовства

- Из положительных результатов прошедшего года можно отметить продолжающийся рост в целом по отрасли. Несмотря на прогнозы о стагнации российского рыболовства в 2011 году вылов рыбы составил 4,2 млн тонн против 3,8 млн тонн 2010 года. Наиболее ударно сработали в этом году Северный и Дальневосточный бассейны, где рост составил соответственно 14% и 12%. Таким образом, за последние 4 года наблюдается постоянный прирост по вылову от 4 до 10%. Кроме того, происходит постепенное снижение импорта и замещение ввозной рыбы продукцией отечественного производства. Так, в 2011 году зафиксировано снижение импорта рыбы на 11,6%, преимущественно за счет поставок филе и мороженной рыбы.

Хороший эффект дает и проводимая Росрыболовством популяризация рыбы. В настоящее время российский рынок стал одним из самых быстрорастущих по потреблению рыбной продукции: в последние несколько лет ежегодный рост оптовой и розничной торговли рыбы и рыбопродукции в нашей стране составляет 6 - 7 %. А за пять лет среднедушевое потребление рыбы россиянами увеличилось по разным оценкам на 30-40%.

Из положительных моментов следует отметить также регламентную работу самого Росрыболовства. Вот уже третий год подряд осуществляется своевременная подготовка приказов по установлению объемов общего допустимого улова, приказам по направлениям и приказам по квотам, что позволяет рыбакам с 1 января выходить на промысел.

В 2011 году совместными усилиями удалось подписать долгосрочное соглашение по распределению объемов прибрежных квот между субъектами Западного бассейна, продлить до 2018 года соглашение между субъектами Дальневосточного бассейна, а также утвердить Северным научно-промысловым советом принципы распределения для прибрежного рыболовства трески и пикши. Таким образом, в настоящее время система распределения квот по основным объектам промысла стала максимально понятной и открытой.

Важной вехой в развитии отрасли стало принятое решение о проведении в феврале 2012 года IIIСъезда работников рыбной промышленности. Росрыболовство поддержало обращение общественных объединений рыбопромышленного комплекса о целесообразности проведения Съезда в феврале 2012 года и сейчас идет активная подготовка к этому мероприятию. Следует отметить, что в отличие от предыдущих двух съездов в третьем Съезде примут участие не только рыбаки, но рыбопереработчики. Таким образом, предполагается осуществить консолидацию отрасли в целом.

Проблемное законодательство

Из нереализованных начинаний следует отметить, в первую очередь, работу в области нормотворчества. 28 декабря 2010 года был принят федеральный закон 420-ФЗ О внесении поправок в Федеральный закон о рыболовстве и в отдельные законодательные акты. Большая часть смысловых поправок, которые были предложены Росрыболовством, не были учтены в этом законопроекте. В то же время там появились формулировки (в частности по спортивно-любительскому рыболовству), которые даже не рассматривались федеральными органами исполнительной власти.

Также нам не удалось реализовать в ушедшем году предложения по внесению изменений в Закон о рыболовстве в части осуществления прибрежного рыболовства. Ситуация в Хабаровске и в Мурманске требовала внесения соответствующих изменений в понятийный аппарат Закона о рыболовстве и статью 7.1. Совместно с администрациями Камчатского края и Сахалинской области, депутатами Государственной Думы Российской Федерации и Законодательного собрания Камчатского края были отработаны эти поправки. Однако в Думу, теперь уже прошлого созыва, они так и не были внесены.

Не получилось провести в 2011 году второе и третье чтения законопроекта об аквакультуре и внести в Государственную Думу законопроект о внесении изменений в Закон о ветеринарии. Не принятие указанных законопроектов по-настоящему тормозят развитие отрасли. Закон об аквакультуре необходим для создания правовой основы этого направления рыбного хозяйства. Предлагаемые же поправки в Закон о ветеринарии нацелены на устранение одного из мощнейших административных барьеров, который стоит на пути поставок отечественной рыбы на внутренний рынок.

Правительство приняло решение и отменило ветеринарные сопроводительные сертификаты для рыбы и рыбной продукции на территории нашей страны. Это решение должно было многократно упростить поставки российской рыбы из районов промысла на прилавки российских магазинов и отменить многочисленные поборы на пути следования из районов Дальнего Востока и Севера в центральные регионы. Однако это решение натолкнулось на мощное противодействие, а кроме того по факту уперлось в решения Таможенного союза, которые принимались без Росрыболовства и без учета поручений Правительства Российской Федерации.

В настоящее время продолжается крайне сложная дискуссия в рамках Комиссии Таможенного союза, и вести диалог нам приходится не на своей площадке (разработчиком Технического регламента по рыбной продукции является Казахстан). В результате ситуация с оформлением рыбы при поставках на стол россиян остается такой же, как и последние годы. То есть на пути рыбной продукции из районов промысла в центральную и европейскую части России,по-прежнему, мощным препятствием встаетизлишнее администрирование, связанное с оформлением ветеринарных документов при таможенном оформлении и перемещении по территории Российской Федерации.

Другой важной проблемой, которую пока не удается преодолеть, является финансирование рыбохозяйственной науки. Сейчас это переходит из разряда болезненных вопросов в разряд критических. Мы же вынуждены сокращать ежегодно свои исследования и ставить под угрозу не только выполнение межправительственных соглашений с африканскими странами, конвенционными соглашениями в Северной Атлантике, но и урезать работы в наших водах. В 2012 году вопрос увеличения финансирования науки ставится Росрыболовством как приоритетный, и мы намерены доказать Минфину необходимость выделения средств для полноценного изучения водных биоресурсов как в своих водах, так и в районах традиционного отечественного промысла за пределами российской исключительной экономической зоны.

- Планирует ли Росрыболовство инициировать внесение поправок в ст. 21 Закона о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, обеспечивающих возможность переработки уловов, добытых при проведении исследований ресурсной базы рыболовства?

- Росрыболовство подготовило изменения в статью 21 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, снимающие запрет на переработку уловов водных биоресурсов в районах действия международных договоров при проведении ресурсных исследований. Эти предложения были рассмотрены на Правительственной комиссии по вопросам рыбохозяйственного комплекса осенью текущего года. По итогам совещания Росрыболовство получило протокольное поручение и сейчас подготовленный законопроект проходит внутриведомственное согласование.

Хочу отметить, что в целом решение о переводе науки на бюджетное финансирование и отказа от использования научных квот в качестве содержания институтов было верным и нужным. Изменения в законодательстве, несомненно, сыграли положительную роль для отрасли, сделав систему более прозрачной и открытой. Сейчас необходимо сделать более тонкую настройку нормативной базы применительно к сложившимся реалиям. К примеру, новая статья 21 Закона о рыболовстве, установившая запрет на переработку уловов водных биоресурсов, добытых при проведении ресурсных исследований, поставила под угрозу вообще выполнение работ в зонах иностранных государств. Ряд стран, в частности Норвегия, ввели жесткий запрет на любые выбросы рыбы в зонах своей юрисдикции. Это решение поставило российские исследования за пределами РЭЗ под угрозу срыва и сделало практически невозможным выполнение решений ряда международных соглашений. В частности, сейчас свернута работа в НАФО и НЕАФК, а это около 300 тыс. тонн ежегодного вылова российских рыбаков.

- Когда Росрыболовство планирует предложить свой список мер стимулирования процесса обновления флота, о которых говорилось ранее, и которые, в частности, включают решение вопросов таможенного регулирования импорта оборудования, не производимого в России, механизм льготного кредитования верфей, закрепление долей квот на добычу (вылов) ВБР за собственниками флота, таможенную амнистию для так называемых незаходных судов?

- Позиция Росрыболовства в вопросе обновления флота заключается в том, что механизмы экономического стимулирования закупок российскими рыболовецкими организациями должны быть применимы только к построенным на российских верфях, но конкурентоспособным судам. При этом меры поощрения за счет доступа к водным биоресурсам, которые могут привести к переделу собственности или изменению основных сложившихся принципов пользования биоресурсами, нами не поддерживаются.

Учитывая это, Росрыболовство уже направило в Минпромторг предложения по экономическим мерам стимулирования обновления рыбопромыслового флота на отечественных судостроительных предприятиях. В частности, нами предложено внести изменения в порядок предоставления субсидий из федерального бюджета рыбохозяйственным организациям для возмещения части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях на строительство и модернизацию рыбопромысловых судов, предусмотрев сроки кредитов более 5 лет.

Для обеспечения комплектации судов, построенных на отечественных верфях, мы предложили выделить судовое и технологическое комплектующее оборудование в самостоятельные коды в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза с последующим освобождением их от уплаты таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость и таможенного сбора, если они не выпускаются российскими предприятиями. В настоящее время судовое, технологическое оборудование и запасные части к ним проходят в Товарной номенклатуре по позициям и субпозициям прочее. В результате таможенные пошлины составляют от 5 до 20 % от их стоимости.

Также предлагается ввести на срок до 2-х лет освобождение от налога на прибыль организаций, осуществляющих модернизацию судов рыбопромыслового флота отечественного производства, а также их строительство на отечественных верфях.

Учитывая положительный опыт в российском автопроме, рекомендуется ввести премии (до 100 % от стоимости судна с учетом амортизации) за утилизацию старого судна, в случае приобретения нового конкурентоспособного судна отечественного производства.

Из средств административного воздействия нами серьезно рассматриваются меры по учету при закреплении долей квот только статистики, сформированной собственным судном.

Анализ работы компаний за последние 3 года показывает, что в настоящее время от 5 до 20 процентов долей квот по разным видам находятся у пользователей, не имеющих собственных судов рыбопромыслового флота или береговых орудий лова.

Существование таких квотных рантье ложится дополнительным бременем на судовладельцев, что сказывается на рентабельности добычи и отражается на себестоимости продукции, а соответственно на ее конечной цене. Кроме того, квотные рантье сдерживают процесс обновления промыслового флота, поскольку не имеют такового и, значит, не озабочены этой проблемой.

В настоящее время проводится всесторонний анализ освоения квот по всем бассейнам. После чего вопрос будет вынесен на Правительственную комиссию по вопросам рыбохозяйственного комплекса. Кроме того, к заседанию комиссии готовятся конкретные предложения по внесению изменений в Закон о рыболовстве, позволяющие эффективно бороться с указанным явлением.

- Как идет работа над совершенствованием проекта национального плана борьбы с ННН промыслом, к которому у рыбаков было много замечаний? Какие предложения рыбаков могут быть учтены или уже учтены в процессе доработки проекта?

- Сейчас ведется активная работа над проектом этого документа как с рыбаками, так и с заинтересованными ведомствами. Говорить о предполагаемых результатах этой работы еще рано.

- Спасибо.
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>