{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

Президент поставил задачу строить флот в России |ФОТО

12 августа 2015 11:08

6 августа в Росрыболовстве состоялось заседание по вопросам обновления рыбопромыслового флота, по итогам которого выявилось явное противоречие: судостроители требуют от рыбаков сказать - сколько и каких судов им нужно построить, а рыбаки не могут определиться, не зная, сколько и каких квот у них будет после 2018-го года. FishNet.ru приводит аналитический обзор мероприятия.

Тема развития отечественного гражданского судостроения за последние несколько лет набирает обороты. Ещё в 2012 году Президент поставил задачу – строить флот в России. В августе 2013 года Президент провёл во Владивостоке совещание о перспективах развития гражданского судостроения. Владимир Путин отметил, что военные судостроение, благодаря возросшему оборонному заказу, чувствует себя вполне уверенно, чего не скажешь о гражданском судостроении, где мы проигрываем в конкуренции с иностранным производителем. Для рыбаков предпочтительнее строить суда в Корее, Хорватии, проводить за рубежом модернизацию. Владимир Путин раскритиковал тогда ОСК, призвал модернизировать систему корпоративного и проектного управления. ОСК не выполняла сроки реализации контрактов. 30% субподрядных работ вынужденно отдавали зарубежным заказчикам.

На совещании в 2014 году Владимир Путин вновь напомнил о поставленной задаче. Президент выступил с призывом к судостроителям сделать российскую продукцию более конкурентоспособной, а к заказчикам — обращаться на российские верфи. С наступлением и развитием санкционного периода, вопрос импортозамещения, строительства флота на отечественных судоверфях стал ещё более актуальным и был прописан в ряде Поручений Президента и Правительства. Задача по части строительства рыбопромыслового флота поставлена перед Минпромторгом, ОСК и Росрыболовством. В новой редакции Морской доктрины РФ одной из долгосрочных задач обозначено создание высокоэффективных рыбопромысловых судов для добычи водных биоресурсов за пределами российской экономзоны и в отдаленных районах Мирового океана.

6 августа Росрыболовство пригласило на совещание судостроителей и рыбопромышленников. С рыбопромысловым флотом у нас всё очень не просто: нет опыта судостроения, нет готовых верфей, нет комплектующих, сроки строительства и цена тоже пока не вполне конкурентны на мировом рыке. На это раз на совещании крупным и средним рыбопромышленным компаниям свои презентации представили АО «ОСК», КБ «Восток», КБ «Вымпел», КБ «ХС - Морское проектирование», ПСЗ «Янтарь»,Nordic Yards, ЗАО «Госзнак - лизинг».

Открывая заседание, президент ОСК Алексей Рахманов отметил, что ОСК не стоит на месте. Корпорация активно развивается и готова дать рыбакам интересные цены на суда, соответствующие мировому качеству. При этом, конечно же, необходимо выйти на серийное строительство. « - Сегодня мы покажем Вам набор проектов, способный стать базой, которая позволит нам недорого строить, а вам эффективно ловить. Это продукт, который явится основой нашего дальнейшего диалога», - заявил Алексей Рахманов. Собравшимся были представлены верфи АО «ОСК», способные строить рыболовные суда.

Учитывая, что работа судостроительного предприятия составляет лишь 10-15% от стоимости судна, основная стоимость которого приходится на его оборудование, судостроители заинтересованы идти с рыбаками «рука об руку», чтобы удовлетворить все их потребности и спецификации. « - Нам важно быть в рынке по цене и качеству», - подчеркнул представитель ОСК.

Последние 30 лет обновление флота шло в основном за счёт покупки на вторичном рынке иностранных судов, но сегодня ОСК уверено заявляет о готовности к 2018 году строить рыбопромысловый флот на своих предприятиях. Далее собравшимся были представлены верфи, которые готовы выполнить заказы российских рыбаков. « - Говорят, что в России строить в 2 раза дороже – это не так», - развеял миф представитель ОСК.

Стимулировать отечественное судостроение предлагается за счёт специальных квот господдержки на новострой, субсидирования процентных ставок по лизинговым платежам, процентных каникул на период строительства, льгот по налогообложению.

На совещании впервые ПСЗ «Янтарь» сделал унификацию и представил рыбакам типы судов, которые российские судостроители готовы построить при доработке проектов под основные объекты и районы промысла и продуктовую линейку. Данные типы судов прорабатывались за период с 2010 по 2015 гг.

« - Для нас сегодня важен первый шаг - договориться об основных размерениях, далее уже вести диалог по оснащению и энерговооружённости. И главное – выходить на серийность. При этом сами проекты могут быть в том числе и зарубежными. В дальнейшем по этим основным отобранным проектам будут созданы технические группы. Там где заложен киль, там судно и построено, не смотря на его внутреннее оснащение», - озвучили рыбакам основной принцип судостроители, сославшись на № 305-ФЗ.

Представитель КБ «ХС - Морское проектирование» рассказал об основных проектах, в том числе о проекте большого тунцеловного сейнера, разработанного по заказу Минпромторга. В Компании трудятся 120 человек, центральный офис находится в Москве, проектные бюро расположены в Санкт-Петербурге, в Ростове на Дону и Северо-Двинске. Компания занимается не только проектированием, но также и управлением и организацией строительства.

Далее между участниками развернулась острейшая дискуссия. Целый ряд представленных параметров рыбаков не устроило. « - Стройте в России. Ни копейки не должно уходить из страны. Мы взяли параметры судов от ведущих европейских рыболовных компаний. Им такие суда нужны, а вам нет. Вы по-другому ловите? Или вы хуже наших зарубежных конкурентов?», - задают рыбакам вопросы судостроители. Как пример, участники обсудили аналог судна American Seafood, способный за короткий период времени (около 3-х месяцев) дать максимальный эффект на промысле минтая.

Ряд рыбаков сослались на то, что в последние годы желающие построить суда в России компании были вынуждены строиться за рубежом, такие как ООО «Робинзон», ЗАО «Мурмансельдь - 2» и другие. « - Не надо нам никакой господдержки ни под каким соусом. Дайте нам нормальный рыночный продукт, и мы у вас его купим. Но вы же не даёте», - заявил председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна Валентин Балашов. Рыбаки резко раскритиковали предложенные 20% квот господдержки.

« - Не трогайте вы наш закон. Дайте распределиться в 2018-ом году и дайте рыночное предложение. Когда мы будем понимать, какие у нас квоты, кто ж вам скажет нет? Но страна должна двигаться в рынке», - поддержал коллегу Руководитель Союза рыбопромышленниов Карелии Игорь Зубарев.

На Северном бассейне с 2007 года приобретено и модернизировано порядка 80 судов. За этот период количество судов там уменьшилось почти вдвое. При этом вдвое увеличилась производительность на одно судно и на одного рыбака. Количество мощностей превышает квоты в 1,5 раза. Осваиваются квоты на 98%. Такие данные озвучил собравшимся Руководитель Союза рыбопромышленников Северного бассейна.

« - Не надо думать, что судостроение – это супермаркет, где пришёл, показал - вот это я хочу и получил. У нас свои условия и к 2018 году мы должны подготовиться и подойти с понятным набором проектов», - оппонировал рыбакам Алексей Рахманов.

В итоге сложилось неразрешимое противоречие, при котором судостроители требуют от рыбаков сказать сколько и каких судов им нужно построить, а рыбаки не могут определиться, не зная, сколько и каких у них будет квот после 2018 года.

Направить усилия на недоиспользованные объекты лова призвал собравшихся один из заслуженных экспертов отрасли Владимир Измайлов. Округлив основные цифры и расчёты, он обосновал свою позицию так: « - Когда развалился СССР, у нас было 6 тыс. судов и мы ловили 6 млн. тонн рыбы. Сегодня мы имеем 2 тыс. судов и ловим 4 млн. тонн. За этот период за рубежом покупались и модернизировались суда. Сегодня стоит задача - строить новые суда. Отнять квоты у одних и отдать их другим по используемым и ценным видам ВБР - это не выход. Прежде всего, нужно посмотреть - в каких направлениях у нас не хватает мощностей. Это – задача Росрыболовства. И эти 20% квот господдержки надо направить, прежде всего, туда, где у нас есть превышение в разы ресурсов над мощностями. Нужен анализ количества и качества судов, которые у нас есть и какие суда нам нужны для освоения недоиспользуемых ресурсов. В этом есть реальное направление развития отечественного судостроения», - считает эксперт. 

{{countTopicsText}}
Вячеслав
10 августа 2015 14:05
Замкнутый круг, в котором необходимо найти выход ! Россия поставила себя на колени в вопросах получения права выбора, не оставив альтернативы в создании конкуренции, желания строить новый флот, строить новые перерабатывающие предприятия. В настоящее время ей приходится просить тех, кого она одарила долгосрочными квотами на вылов и замерла в ожидании естественных ( по обещаниям квотодержателей) благ, которые свалятся с неба на почве добропорядочности и долгосрочности их работы для страны. Но не тут то было. В строй вступает не самосознание и добропорядочность , а элементарные рыночные экономические механизмы и спорить с ними бесполезно !!  После окончания длительного периода предоставления квот промысел расправив плечи и понимая, что у страны нет альтернативы будет ставить свои условия, пугая всех, что развернется ко всем спиной. Сейчас именно так и происходит, это только цветочки.... За 20 % квот никто из ныне действующих бороться никто не будет( не выгодно), им проще её отдать, в этом случае рождается новая альтернатива новых рыбаков, тех кто готов строить суда на Российских верфях получая в итоге меньшую , но стабильную прибыль. И Если это состоится, то можно ожидать создание альтернативы традиционным квотодержателям. Для России это выход из ситуации... Необходимо поставить условия строительства судов именно в России, найдутся те, кто согласится за 20 % квотного объема, еще борьба будет. Заседание проводить надо не в кабинете , а на биржевых торгах по продаже 20 % доли квот на вылов при условии строительства нового флота в России !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
10 августа 2015 14:33
Но всё же основную мысль надо учитывать - флот напрямую завязан на ресурс и от этого рыбаки зависимы. И начинать надо с недоиспользуемых объектов лова на первых порах. 

Вячеслав
10 августа 2015 15:36
Ни кто не говорит, что квоты не выловит! Кто флот строить будет, через 10-15 лет ловить будет нечем, думать об этом никто из рыбаков не хочет! Живем одним днем. Сейчас дай , а там видно будет.
Вий
10 августа 2015 21:27
А нашим рыбакам всё ни по чём. Пока рыба есть, они штанами ловить будут.
10 августа 2015 15:57
На самом деле лимит вторичного рынка б/у тоже на исходе и думать о строительстве надо уже в серьёз. Есть ещё 3 года, чтобы подготовить верфи и проекты
Александр Макаров
10 августа 2015 16:26
Если локализация будет 10-15% ( доля судостроительных работ ОСК), а оборудование (часто и проект) все будет иностранным (нелокализованным), то задача не выглядит реальным прорывом. Ничего не говорится об эффективности использования квот (улова). Конечно, надо делать хотя бы какие-то первые шаги, не сразу Москва строилась. А то позор - все сырьевые отрасли сидят почти на тотальной зависимости от иностранного оборудования.
Вий
10 августа 2015 19:43
У ОСК между прочим есть верфи за рубежом. Германия, Финляндия что то вроде этого. Так в эти 20% вполне могут влезть иностранные инвесторы и построить у себя.
Владислав
11 августа 2015 00:04
Когда был минрыбхоз, проблем с флотом и с ресурсом не было. А сейчас конечно кто в лес кто по дрова. Рыба ведь это единый комплекс: ресурсы, суда-части одного целого.
Вий
11 августа 2015 20:33
Сперва надо понять подо что строить, а потом уже строить. А то у нас всегда наоборот - хотели как лучше, получилось как всегда. Кстати, сценариев развития отрасли хотя бы несколько так никто и не представил. На носу Госсовет. А что на нём утверждать, что подписывать? Дискуссию не подпишешь. Нужны решения.
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>