Приморских рыбопромышленников не пугает возрождение Северного морского пути
По мнению депутата Думы Владивостока, генерального директора ООО "ДальРыбПорт", почетного работника рыбного хозяйства России Людмилы Талабаевой, которое она высказала в беседе, ничего страшного не происходит.
"Уже несколько лет замороженная рыба уходит с Камчатки Северным морским путем напрямую в Санкт-Петербург. Если брать лососевую путину, то это не очень опасно, потому что, все равно, с большим выловом лосося в портах Владивостока возникает ситуация, когда нет холодильных емкостей, нет вагонов и нам тяжело перерабатывать всю рыбу, которая идет к нам из дальневосточных морей. Если бы на Камчатке были холодильники и там могли хранить рыбу до того периода, когда стабилизируется цена на рыбопродукцию, когда снизится цена на железнодорожные перевозки, Северный морской путь рыбакам был бы не нужен.
Но емкостей там нет, и поэтому я считаю, что с открытием перевозок по Северному морскому пути ничего страшного для рыбных портов Приморья не произойдет.
В лососевую путину работы хватает всем, это огромный объем продукции, с которым мы справляемся с немалыми усилиями", - сказал Людмила Талабаева.
Ее точку зрения разделяет коммерческий директор Владивостокского рыбного порта Владимир Бузанов.
"Вряд ли увеличение объема перевозок по Северному морскому пути приведет к снижению грузового потока в нашем порту. У нас заключены долгосрочные договора, выстроены деловые отношения с компаниями, занимающимися хранением рыбопродукции, железной дорогой, поэтому мы остаться без работы не боимся", - сказал Владимир Бузанов.
Депутат Законодательного Собрания Приморского края, председатель бизнес-клуба "Диалоги" Борис Премингер посоветовал рыбакам ловить еще больше рыбы, раз у них появляются дополнительные транспортные возможности с открытием движения по Северному морскому пути.
"У нас и в Сибири не хватает рыбы, да и сами приморцы потребляют ее недостаточно по сравнению, например, с соседней Японией, рядом есть такие мощные потребители рыбопродукции, как Китай и Корея. Я не думаю, что Северный морской путь заберет грузы у наших рыбных портов. Конечно, если путь к потребителю будет короче, для бизнеса это более выгодно, и он обязательно воспользуется открывшейся возможностью. Но это значит лишь то, что у наших рыбаков открываются дополнительные ресурсы для развития бизнеса и они смогут больше ловить рыбы и больше продавать", - сказал Леонид Премингер.
Несколько большую озабоченность в оценке ситуации высказал депутат Думы Владивостока, президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов.
"Если говорить серьезно о возможности провозить рыбную продукцию с Дальнего Востока Северным морским путем, надо посчитать себестоимость такой проводки. Пройти Севморпуть без ледоколов невозможно в любое время года, а зимнее время - и подавно. Поэтому надо оценить, насколько Севморпуть подходит экономике рыбной отрасли, и насколько это технически возможно.
Несомненно, что с вводом в эксплуатацию судов, которые пойдут Северным морским путем, будет отток рывбопродукции из портов Дальнего Востока, которые и сейчас по полгода стоят пустые, потому что весь минтай, который добывается в Восточном рыбопромысловом бассейне, уходит в сопредельные страны.
Более того, развитие северного морского пути приведет и к снижению железнодорожного потока, стагнации рефрижераторного транспорта, и береговых холодильников, которые и так уже старые, которым более 40-50 лет, а некоторым и все 70 лет.
Я не говорю, что не надо развивать Северный морской путь, потому что достаточно грузов идет и других, которые надо везти этим путем. Но хватит ли у нас рефрижераторного флота, ведь надо 20-25 суток идти из Владивостока до Санкт-Петербурга. И смогут ли транспортные компании найти так называемый "груз обратного пути", не пойдут ли они на Дальний Восток пустые? Только ответив на эти вопросы можно сделать какой-то вывод о целесообразности развития Северного морского пути.
Нельзя забывать и о том, что рыбные порты Приморского края - это часть береговой инфраструктуры.
В некоторых районах Владивостока, например, Первомайском районе, порты являются базовыми предприятиями, на которых работаю тысячи людей. Куда они пойдут работать, если товарооборот портов упадет?
Точно так же пострадают и железнодорожные компании, которые доставляют наши грузы в центральные районы России. Получается, что это не только экономическая, но и демографическая и даже в определенной степени политическая проблема", - подытожил Георгий Мартынов.