Проблема выходит за рамки форума, потому что без устриц может остаться вся Россия
Гости ВЭФ, который стартует 10 сентября во Владивостоке, могут остаться без дальневосточной устрицы. Из-за мощных ливней в августе вода Амурского залива оказалась пресной, большинство диких и выращиваемых моллюсков погибло.
«Проблема выходит за рамки форума, потому что без устриц может остаться вся Россия, – поясняет Ольга Жолобова, генеральный директор «РПК МОРЯК». – Дело ведь не в ВЭФ, который продлится всего несколько дней. Гостей форума без труда накормят импортной продукцией. Печальный факт в другом: устрица погибла, и это отразится на многих российских регионах».
По словам руководителя компании, около 80% отечественных ресторанов специализируются на блюдах из дикой дальневосточной устрицы.
«По сравнению с выращенной она дешевле и пользуется массовым спросом. Процесс производства выращенной устрицы сложный, долгий и дорогостоящий. Поэтому и стоимость ее достаточно высокая. Но сегодня случилась ситуация, при которой многие предприятия потеряли обе возможности сбора устрицы: основное количество особей погибло. Рестораторы в панике», – считает Жолобова.
Она рассказала, что их предприятие не только выращивает, но и добывало устрицу по разрешениям на вылов: «Нужно понимать, что каждый участок «морского огорода» индивидуален, глубина разная, но последствия опреснения сказываются так или иначе на всех, до этого мы с таким не сталкивались. Та же не сталкивались и простые добытчики данного моллюска.
Мы свыкаемся, что в летний период от 10-20% устриц погибает на рыбоводном участке. Это была естественная убыль. Однако в 2023 году после продолжительных ливней, в местах где мы собирали малек для своего участка, погибло порядка 90% дикой устрицы. Сколько времени будет нужно для восстановления, мы не знаем. В районе других скоплений устриц Амурского залива ситуация такая же».
Предприниматель пояснила: в связи с тем, что деятельность предприятия была не связана с закупом импортного малька, а основана на выращивании российского, путем сбора спата на коллектора (после нереста «дикой» устрицы), такая массовая гибель является большой проблемой, так как речь идет о полном цикле воспроизводства собственной устрицы.
«Сейчас наша задача – сохранить то, что осталось, – малька, который собрали на коллекторах и уже выращенную устрицу. А также продумать дальнейшую стратегию работы. Что происходит на соседних участках, я сказать не могу, но знаю точно: восстановление популяции устриц – процесс не быстрый», – резюмировала руководитель РПК «Моряк».