Проблему «незаходных» судов давно пора решать кардинально
Налоговую и таможенную «амнистию» для рыболовецких судов, построенных или модернизированных за рубежом, нужно вводить не в пробном режиме на год или два, а окончательно, уверен председатель Координационного совета «Севрыба» Вячеслав Зиланов. Об этом сообщает Fishnews.
Вопрос с так называемыми «незаходными» судами годами обсуждается и годами же не решается. Проблема поднималась на Рабочей группе по подготовке предложений по развитию рыбохозяйственного комплекса при Министерстве сельского хозяйства, на заседании Правительственной комиссии по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплексови других совещаниях различных уровней.
«Между тем за период рыночных отношений рыбопромысловый флот, а это наши основные производственные фонды, в значительной степени обновился и модернизировался. Были приобретены или построены за рубежом современные и экономически выгодные суда, - рассказал председатель Координационного совета «Севрыба», член Совета по развитию рыбохозяйственного комплекса России Вячеслав Зиланов. Но как раз эти суда сегодня не могут войти в российские порты, потому что при заходе судовладелец должен сразу уплатить государству почти четверть от стоимости судна – 18% НДС и 5% таможенной пошлины. Где рыбакам найти такие деньги, если у предприятий порой не хватает даже оборотных средств? Брать кредиты, увеличивать долговую нагрузку на отрасль – не высоковата ли цена за возможность регулярно видеть родной порт?»
«Мы неоднократно обращались к руководству страны и отрасли с просьбой разрешить эту проблему», - отметил эксперт. Он напомнил, что в то время, когда Правительство возглавлял Владимир Путин, неоднократно давались указания рассмотреть вопрос «незаходных» судов. В том числе предлагалось не взимать при ввозе таких судов НДС и пошлину, чтобы они заходили, оформлялись и обслуживались на российском берегу.
«По расчетам, которые мы доводили до сведения и Правительства, и Росрыболовства, только на Северном бассейне работает 75 «незаходных» судов. Ежегодно они оставляют в Норвегии и других странах, где снабжаются и разгружаются, порядка 7–8 млрд. рублей», - рассказал представитель отрасли. По его словам, возвращение этих судов в российские порты создаст мультипликативный эффект: погрузочно-разгрузочные работы, закупка топлива, снабжение продовольствием, ремонт и другие услуги оживят всю портовую инфраструктуру.
«Могу сказать, что у причалов в Мурманске уже давно не видели современных судов. А они у нас есть! Причем эффективность их работы по сравнению с нашими старыми траулерами в 4–5 раз выше. Так мы должны не только видеть эти суда, но и обслуживать их, давать возможность для смены и отдыха экипажа, стать желанным портом для наших моряков и судовладельцев», - подчеркнул Вячеслав Зиланов.
Он обратил внимание на мнение, согласно которому налоговую и таможенную «амнистию» для судов можно ввести для пробы – на год или два, а потом посмотреть на результаты. «На мой взгляд, это глупость. Ради чего судовладельцу рвать налаженные связи с проверенными партнерами на один-два года? Кстати, такой эксперимент в свое время провели – сроком на один год – и убедились, что на таких условиях в порт заходили единицы», - сообщил председатель Координационного совета «Севрыба». По словам эксперта, давно пора перейти к кардинальным мерам: принять норму и начинать эффективно работать.
«Если же федеральные органы, которые пытаются это решение, говоря морским языком, замылить, добьются своего, то результат будет плачевным, - уверен Вячеслав Зиланов. - У нас начнут снижаться уловы, поскольку траулеры на переходах теряют значительно больше, чем могут выручить за рыбу. Наши рыбаки меньше будут видеть российский берег и свои семьи. И главное, мы колоссально теряем в экономическом и моральном плане и упускаем реальные перспективы развития рыбного хозяйства на ближайшие годы».