Проект правил субсидирования маломерного рыболовного флота представлен на общественное обсуждение
Данная мера господдержки распространяется на маломерные, малые и средние рыбопромысловые суда, а также плавучие рефрижераторы и суда для аквакультуры. Соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации опубликован на сайте regulation.gov.ru.
Субсидии предоставляются в рамках подпрограммы «Развитие производственных мощностей гражданского судостроения и материально-технической базы отрасли» государственной программы Российской Федерации «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы» по линии Минпромторга России.
В соответствии с проектом документа, максимальный размер субсидии составляет 30% от предельной стоимости приобретения (строительства) судна рыбопромыслового флота. Данная мера поддержки распространяется на пять типов судов:
-
маломерное рыбопромысловое длиной от 15 до 20 метров,
-
малое рыбопромысловое длиной от 20 до 30 м,
-
среднее рыбопромысловое длиной от 30 до 39 метров,
-
рефрижераторное длиной от 100 метров с объемом трюмов не менее 2000 куб. метров
-
судно для аквакультуры длиной от 13 метров.
Субсидия предоставляется после введения судна рыбопромыслового флота в эксплуатацию при соблюдении условий, определенных документом, и на основании договора о предоставлении субсидии, который заключается между Минпромторгом России и российской организацией в отношении каждого судна рыбопромыслового флота. В Правилах также указан необходимый перечень документов и информации, которые необходимо предоставить для получения господдержки.
Предельная стоимость судов определена в зависимости от региона:
-
для Дальнего Востока стоимость малого судна не должна превышать 325 млн рублей, маломерного – 455 млн рублей, для среднего – 585 млн рублей;
-
для Республики Крым – предельная стоимость этих типов судов составляет 300 млн, 420 млн и 540 млн рублей соответственно.
-
для остальных регионов стоимость малого судна не должна превышать 250 млн рублей, маломерного – 350 млн рублей, среднего – 450 млн рублей, рефрижераторного (для всех регионов) – 1,2 млрд рублей, судна для аквакультуры – 50 млн рублей (для всех регионов).
Введение нового вида господдержки обусловлено неприменимостью действующих инвестиционных квот к судам, добывающим неквотируемые или малоценные объекты промысла. Тем временем, действующие меры поддержки гражданского судостроения, такие как субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам и лизинговым платежам и возмещение части затрат на приобретение новых судов взамен сданных на утилизацию оказались невостребованными и неэффективными для рыбной отрасли.
Новый вид субсидирования в первую очередь необходим для обновления флота Азово–Черноморского, Волжско–Каспийского и Западного рыбохозяйственных бассейнов, где есть возможности существенного увеличения вылова дешевых и массовых видов рыб, а средний возраст флота приближается к 35 годам.
По данным Минсельхоза России, применение предлагаемых мер государственной поддержки позволит привлечь инвестиции в судостроительную и рыбохозяйственную отрасль, а также обеспечить увеличение поступлений в бюджет от налогов, сборов и социальных отчислений предположительно в общей сумме до 480 млн руб. в год. Обновление судов позволит нарастить освоение водных биоресурсов не менее чем на 200 тыс. тонн в год, что увеличит ежегодный вклад в валовый внутренний продукт на 2,5 млрд рублей. Таким образом, планируется построить около 120 новых судов до 2024 года, 100 из которых – добывающие, и 20 судов – для обслуживания хозяйств марикультуры.
С введением предлагаемой меры государственной поддержки повысится эффективность промысла водных биологических ресурсов, доставляемых на территорию Российской Федерации для последующей переработки, что позволит создать дополнительно около 1700 рабочих мест, а также новый качественный уровень приобретет безопасность рыболовства и экологичность мореплавания.