Профсоюзный комитет «Мурманского тралового флота» обратился к министру труда и социальной защиты РФ М. Топилину
Профсоюзный комитет «Мурманского тралового флота» обратился к министру труда и социальной защиты РФ М. Топилину. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на Би-порт.
Уважаемый Максим Анатольевич!
Территориальная профсоюзная организация «Мурманский траловый флот» (профсоюзный комитет), представляющая интересы более 2500 членов профсоюза, работающих на судах в рыбопромысловых компаниях ОАО «Мурманский траловый флот», ОАО «Мурманский губернский флот», ЗАО «Мурманский траловый флот 1,2,3,4», обращается к Вам за содействием в разрешении проблемы предоставления компенсаций за вредные и (или) опасные условия труда.
В соответствии с трудовым законодательством (ст. ст. 92, 117, 146 и 222 Трудового кодекса РФ) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются сокращенное рабочее время, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, повышенная оплата труда, а некоторым членам экипажа выдается молоко.
Основанием для отнесения условий работы к вредным или опасным служит проведенная работодателем аттестация рабочих мест (ст. 212, ч. 12 ст. 209 ТК РФ).
Судовладельцы ОАО «МТФ», ОАО «МГФ», ЗАО «МТФ 1,2,3,4», являясь законопослушными работодателями в области охраны труда, планомерно проводят аттестацию рабочих мест в своих организациях, в том числе аттестуют рабочие места на судах флотов, после чего документы по проведенным аттестациямнаправляют в профсоюзный комитет для согласования.
До сентября 2011 года проведение аттестации осуществлялось в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом от 31 08.2007г. № 569 (далее Порядок 1) и Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда...» (утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 (далее - Список).
Большинство судов флотов было аттестовано согласно указанным нормативно - правовым актам, а все гарантии и компенсации за вредные и (или) опасные условия труда работникам в течение следующих 5 лет с момента проведения аттестации предоставляются исходя из данных (размеров), указанных в картах аттестации по каждому рабочему месту в соответствии с Порядком 1 со ссылкой на Список.
Размеры положенных льгот и компенсаций обозначены в конкретных цифрах в зависимости от класса условий труда: размер повышения оплаты труда работникам в %, дополнительный отпуск в пределах 14 календарных дней, продолжительность рабочей недели в часах.
С сентября 2011 года требования к проведению аттестации, оформлению и использованию ее результатов установлены Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011г. № 342н (далее Порядок 2), в соответствии с которым о наличии либо отсутствии компенсаций за вредные и (или) опасные свидетельствует либо записи «да» или «нет» в картах аттестации рабочего места, ссылка на Список отсутствует, а конкретный размер гарантий не указан.
Для установления конкретных размеров компенсаций работникам, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда Правительством РФ принято Постановление от 20.11.2008 N 870. Однако установленные данным Постановлением размеры компенсаций являются минимальными (7 к/д отпуска; 4% доплаты и т.д.), а условия их увеличения и предоставления в зависимости от класса условий труда законодателем до настоящего времени не разработаны.
К тому же, несмотря на:
- позицию Федеральной службы по труду и занятости, изложенную в письме от 19.06.2012г. №ПГ/4463-6-1 (носит рекомендательный характер) о том, что в настоящее время Список может применяться, если его положения включены в коллективный договор или локальные нормативные акты, принимаемые работодателем,
- официальную позицию Федерации независимых профсоюзов России (от 15.05.2012г.) относительно применения Списка, неурегулированным остается вопрос о юридической силе и обязательности исполнения данного нормативного акта всеми, кому он' адресован, в связи с имеющимся Определением Верховного Суда РФ от 04.04.2012г. № АКПИ12-317, признавшим Список недействующим и противоречащим Трудовому кодексу РФ.
Таким образом, в названных флотах, где работают члены нашего профсоюза, сложилась парадоксальная, и по нашему мнению, абсолютно неправомерная ситуация, когда на однотипных судах с одинаковым штатом специалистов и аналогичными рабочими местами, работники, находясь на идентичных должностях с равным объемом должностных обязанностей, вынуждены получать различные льготы и компенсации в силу того, что аттестация их рабочих мест проводилась в разное время и по разным нормативно-правовым актам:
- применение Списка не носит императивный характер;
- отсутствует нормативный акт федерального органа исполнительной власти, устанавливающий конкретные размеры компенсаций для работников, занятых на вредных и (или) опасных работах, в зависимости от класса условий труда.
Для примера: члены экипажа судомеханической службы судов РТМК-С типа «Моонзунд» проекта 488 по результатам аттестации рабочих мест, проведенной согласно Порядка 1 в настоящее время имеют право на дополнительный отпуск в количестве 14 календарных дней, а работники, занимающие такие же должности на аналогичных судах и имеющие такие же классы условий труда по результатам аттестаций рабочих мест, проведенных в 2012 году в соответствии с Порядком 2, могут претендовать лишь на дополнительный отпуск продолжительностью 7 календарных дней.
Закрепление же в коллективных договорах флотов норм, улучшающих положение работников, по сравнению с действующим трудовым законодательством, не всегда находит положительный отклик у работодателей.
Учитывая вышеизложенное, убедительно просим вас рассмотреть наше обращение и до разработки и принятия законодательных актов, регулирующих проблемные вопросы установления размеров компенсаций за вредные и (или) опасные условия труда по результатам аттестации рабочих мест, разъяснить нам:
- законно ли на сегодняшний день применение «Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда...» для установления конкретных размеров компенсаций за вредные и (или) опасные условия труда в зависимости от занимаемой должности (профессии) работника либо занятости его на каком-либо производстве?
- будет ли правомерно для установления положенных компенсаций на рабочих местах, аттестованных после сентября 2011 года, провести аналогию с такими же рабочими местами, аттестованными ранее?
- правомерно ли, исходя из карт аттестации рабочих мест по условиям труда, содержащих только записи «да» или «нет» в сведениях о компенсациях работникам за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливать на следующие 5 лет трудовой деятельности до проведения новой аттестации, минимальные размеры компенсаций согласно Постановлению от 20.11.2008 N 870?
- каким законным образом, не нарушив трудовые права работников, чьи интересы мы представляем, избежать различия в размерах компенсаций за вредные и (или) опасные условия труда для специалистов, занятых на одинаковых рабочих местах, имеющих одинаковый установленный класс условий труда, в случае если аттестацияих рабочих мест проводилась в разное время и в соответствии с разными Порядками проведения аттестации рабочих мест по условиям труда?
С наилучшими пожеланиями, Председатель В.А. Кудишкин