Прогрессивный налог на возраст судна может простимулировать обновление флота |Фото
21 мая в рамках деловой программы V международного форума “Морская индустрия России 2015» прошел «круглый стол» на тему «Инновационные разработки для судов рыбопромыслового флота». Для стимулирования обновления флота, участники высказали предложение о введении прогрессивного налога на возраст судна. Об этом сообщает Fishnet.ru.
В нынешнем году участники представили свои последние разработки в приборостроении для рыбопромыслового флота. Главный инженер ОАО «Гипрорыбфлот» Виктор Красавцев презентовал собравшимся новейшие системы для использования в отрасли:
- Экологический и рыбохозяйственный мониторинг с применением лидара для обнаружения рыбных скоплений и оценки их размеров, регистрации концентраций фито и зоопланктона, определения прозрачности и загрязнений морской воды;
- Оптоэлектронный измеритель планктона для выполнения в режиме реального времени вертикальных зондирований морской среды со скоростью порядка 1,0 м/с до глубины 2 000 м при нахождении судна на дрейфе;
- Автоматизированную систему идентификации гидробионтов (АСИГ) для проведения бесконтактных экспересс - измерений видового состава и параметров улова в конвеерном потоке в режиме реального времени. Комплекс позволяет определять жирность рыбы, отбраковывать поврежденную, больную и не товарную рыбу из прилова, автоматизировать процесс сортировки по размеру и весу;
- Систему контроля параметров трала с акустическим каналом связи, обеспечивающим высокую точность информации о функционировании трала на глубине до 1500 м;
- Судовой комплекс «Улов», определяющий объем и вес рыбы в выбранном на промысловую палубу трале. Комплекс при широком внедрении на судах будет использоваться в качестве эффективного средства для выполнения мероприятий Национально плана действий по борьбе с ННН-промыслом;
- Комплекс «Прослеживаемость», обеспечивающий непрерывный контроль температурых параметров рыбы в процессе ее обработки, хранения и транспортировки до сдачи на береговые перерабатывающие предприятия. Комплекс является эффективным средством для выполнения Россией требований Международного стандарта ISO 12875/2011, а также российских ГОСТов и технических регламентов по безопасности и качеству пищевой рыбной продукции;
- Прибор для экспресс - контроля процентного содержания жира в рыбе ИЖ-01. Прибор позволяет производителям улучшать качество своей продукции путем выявления и отказа от использования некачественного сырья;
- Прибор для экспресс – контроля свежести рыбы ПКС-01. Продавцы, контролирующие органы и специалисты смогут объективно определять степень свежести рыбы в любом месте и в любое время, защищая потребителя от некачественной продукции;
- Комплекс для неразрушающего экспресс – контроля качества закаточного шва и содержимого консервных банок;
- Устройство защитного отключения типа УЗО-С для повышения электро и пожаробезопасности судовых электрических сетей;
- Судовую мобильную диагностическую лабораторию «СМДЛ» для оперативного и качественного профилактического контроля и диагностики холодильного - технологического оборудования на судах;
- Судовую стационарную диагностическую установку для обеспечения утечек хладогента любых типов;
- Резервно - аварийную навигационную систему;
- Оборудование для глубокой очистки балластных и льяльных вод судов от нефтяных и биологических загрязнений. Установка обеспечивает очистку стоков до требований IMO и МАРПОЛ;
- Безреагентную технологию консервирования белоксодержащих отходов рыборазведения и разделки рыб для получения кормовых продуктов. Полученный продукт можно использовать как высокобелковый корм или добавку к традиционным кормам для животноводства и рыбоводства;
- Технологию для получения белкового гидролизата «Протеинэл»;
- Технологию для переработки панцирь-содержащего сырья и отходов и получения из них производных хитина.
Гипрорыбфлот намерен предложить эти технологии для внедрения отечественным предприятиям, и в зависимости от спроса будет либо разработана совместно с Минпромторгом программа, либо эти разработки будут предложены на внешний рынок. Так как 50% отечественных комплектующих в секторе приборостроения не имеют на сегодняшний день аналогов на Западе.
На вопрос корреспондента Fishnet.ru - какова реальная цифра статистики по износу отечественного флота, Виктор Красавцев ответил: « - Срок амортизации по разным группам судов различный: 15, 20, а где-то и 30 лет. Когда срок истекает, мы начинаем считать этот процент. Если считать в целом, мы держим стабильно эту оценку на уровне 80%, но по отдельным группам это может быть и 90%. На сегодняшний день тенденция такова: численность крупнотоннажных судов сокращается, а на их место приходят среднетоннажные. Как правило – это зарубежные суда с вторичного рынка».
Модератор круглого стола начальник управления флота, портов и мониторинга Росрыболовства Андрей Козлов добавил, что пугаться этой цифры не нужно. Все суда проходят регулярное освидетельствование регистра. « - У нас достаточно флота для того, чтобы выловить заявленное количество рыбы, что и происходит в последнее время. Идет модернизация. Сегодня этими же судами мы вылавливаем рыбы больше по объему. Возьмем, к примеру, наши известные парусники «Седов» и «Крузенштерн». Они в отличном состоянии, и никто не спрашивает – сколько им лет. Мы не боимся отпускать их в море и организовывать на них практику курсантов».
На вопрос - будет ли в России государственный рыбопромысловый флот, Андрей Козлов ответил: « - Все рыболовные суда сегодня принадлежат частным компаниям. Государственный флот закончился два года назад, когда был продан Архангельский траловый флот. В перспективе до 2020 года госкомпаний рыболовных не будет».
На вопрос о том, как снизить отраслевую импортозависимость в строительстве судов с 90% ныне существующих до 60% в контексте поставленной государством задачи, Андрей Козлов подчеркнул, что до тех пор, пока российские верфи не предоставят конкурентные условия по трем основным категориям – цена, качество, срок строительства, движения в этом направлении ожидать не стоит. Государство не должно строить промысловые суда для хозяйствующих субъектов, за исключением научно-исследовательских и аварийно-спасательных.
В качестве возможного стимула обновления флота частными компаниями, участники высказали предложение о введении прогрессивного налога на возраст судна.
ЗАО «Кронштадт Технологии» представило на Форуме свои последние разработки бортового центра управления научно-исследовательского судна, который можно использовать в любом районе Мирового океана, а также новейшие интеграционные комплексы мониторинга, которые придут на смену созданной более 30 лет назад береговой системе безопасности и морально устаревшей системе мониторинга ВБР. Было заявлено о том, что маломерный флот следует оснащать системами безопасности другого класса, нежели крупные суда. И для маломерных судов, это должно быть бесплатным, так как они не попадают под систему АИС.
Участники заседания отметили, что современные судовладельцы не являются выходцами из профессионально сообщества, для них основным критерием выбора средств производства является лишь извлечение прибыли, не важно на чем. Поэтому, было бы хорошо иметь по одному госпредприятию на каждом бассейне с тем, чтобы иметь возможность демонстрировать частному бизнесу все отечественные разработки и технологический процесс на практике. К сожалению, сегодня таких госкомпаний, которые бы эксплуатировали, «прокатывали» весь имеющийся опытный задел российских разработчиков и ученых нет.
Также, на «круглом столе» Заместитель генерального директора ООО КБ «Вектор» Владимир Дегтярев представил Концепцию организации кластера морского приборостроения в Таганроге. Он отметил, что сегодня порядка 2000 единиц рыболовных судов ходят под российским флагом. Ближайшие 5 - 7 лет они будут обновляться и модернизироваться. Есть шанс их оснащения российской аппаратурой.