Промышленная политика должна стимулировать переработку рыбы в России
10 октября 2018 года в рамках российской агропромышленной выставки «Золотая осень» состоялся круглый стол: «Экспорт рыбной продукции: из морских глубин в глубину переработки». Актуальность обсуждаемой темы обусловлена необходимостью выполнения основной задачи, поставленной перед рыбной отраслью Президентом России по росту выручки от экспорта рыбной продукции в период 2014- 2024 годов с 4 до 8 млрд. долларов США.
Выступая на круглом столе с докладом «Ключевые направления промышленной политики при экспорте рыбной продукции» исполнительный директор «Рыбного союза» Сергей Гудков отметил, что удвоение выручки от экспорта при неизменном объеме добываемого рыбного сырья возможно лишь при отказе от поставок за рубеж сырья или полуфабрикатов и переходе к экспорту конечного продукта в потребительской упаковке, который стоит в разы дороже.
Такое производство возможно только на берегу и оно должно стать экономически выгодным при условии, что цены на рыбное сырье на внутреннем рынке будут ниже, чем на внешнем рынке. В свою очередь комфортной ситуации с ценами на сырье государство может добиться, регулируя ставку сбора за пользование водно-биологическими ресурсами (ВБР) и систематически перераспределяя доли квот в пользу рыбаков, которые глубоко перерабатывают рыбу и реализуют свою продукцию на территории нашей страны, используя при этом суда, построенные на российских верфях.
«При достаточных экономических стимулах мы станем экспортировать не рыбу без головы и не блоки замороженной рыбы, а рыбные палочки в сухарях, в картонной упаковке, и не фарш сурими, а крабовые палочки. Это не только увеличит экспорт в несколько раз, но и увеличит потребление рыбы российским населением», - считают в объединении рыбопереработчиков.
Представитель «Рыбного союза» также обозначил дополнительные условия для эффективного экспорта рыбной продукции:
• использование отходов, возникающих при переработке рыбной продукции в фармацевтике и косметологии, чья продукция также может поставляться на новые рынки;
• придание экспортируемой рыбной продукции дополнительной ценности в глазах зарубежного потребителя с помощью брендирования, например, «дикая рыба из северных морей», что позволит получить дополнительную премию при реализации такой продукции.
Говоря о выполнения задачи, поставленной государством перед отраслью, спикер обратил внимание на необходимость осуществления модернизации рыбоперерабатывающих фабрик, разработки программы продвижения рыбной продукции на внешних рынках с участием Российского экспортного центра, обеспечить институциональную и финансовую поддержку деятельности рыбоперерабатывающих предприятий, экспортирующих рыбную продукцию высокого передела.
В отраслевом объединении считают важным, чтобы данные положения были включены в Промышленную политику Российской Федерации в сфере производства рыбной продукции, главным итогом которой должна стать четкая позиция, что выгоднее рыбное сырье перерабатывать в России и отправлять на экспорт готовую переработанную продукцию, чем отправлять на экспорт рыбное сырье. «Чтобы Промышленная политика работала очень важно сформировать у бизнеса уверенность в долгосрочности ее реализации, причем в ней должны быть закреплены ключевые элементы программы продвижения рыбной продукции на внешних рынках с элементами поддержки. Не менее важно, чтобы за реализацию Промышленной политики должен отвечал один госорган», - подвел итоги своего выступления Сергей Гудков.
Источник: Рыбный Союз