Работу подведомственных Росрыболовству структур обсудит Правкомиссия
Рыбохозяйственная наука является неотъемлемой базовой частью производственной деятельности рыбной отрасли. В настоящее время насчитывается 14 базовых отраслевых института общей численностью сотрудников, включая экипажи научных судов – около 5 тысяч человек.
№ п/п |
Наименование НИИ |
Регион расположения НИР |
1 |
Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии |
г. Москва |
2 |
Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н.М. Книповича |
Мурманская область |
3 |
Атлантический научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии |
Калининградская область |
4 |
Каспийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства |
Астраханская область |
5 |
Азовский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства |
Ростовская область |
6 |
Тихоокеанский научно-исследовательский рыбохозяйственный центр |
Приморский край |
7 |
Сахалинский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и оксано1рафии |
Сахалинская область |
8 |
Магаданский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии |
Магаданская область |
9 |
Камчатский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии |
Камчатская область |
10 |
Государственный научно-производственный центр рыбного хозяйства |
Тюменская область |
11 |
Всероссийский научно-исследовательский институт пресноводного рыбного хозяйства |
Московская область |
|
||
12 |
Государственный научно-исследовательский институт озерного и речного рыбного хозяйства |
Ленинградская область |
13 |
Научно-исследовательский институт экологии рыбохозяйственных водоемов |
Красноярский кран |
14 |
Южный научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии |
Республика Крым |
Основным направлением деятельности федерального государственного унитарного предприятия «Национальные рыбные ресурсы» (далее - ФГУП «Нацрыбресурс») является выполнение работ (услуг) по комплексному обслуживанию судов рыбопромыслового флота в рыбных терминалах, расположенных на территориях морских портов.
В целях обеспечения основного направления хозяйственной деятельности ФГУП «Нацрыбресурс» осуществляет содержание, эксплуатацию и развитие закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения федерального имущества. Указанное имущество состоит из портовых гидротехнических сооружений (далее - ГТС), судов портофлога и судов специального назначения.
Данные объекты находятся в 16 морских портах всех рыбохозяйственных бассейнов, за исключением Северного бассейна, основная часть указанных ГТС - 81% от общей протяженности причалов, расположена на Дальнем Востоке.
Доля гидротехнических сооружений, находящихся в хозяйственном ведении Предприятия в общей протяженности ГТС рыбных терминалов морских рыбных портов составляет 49% (20,99 км из 43,05 км).
Помимо ГТС, в хозяйственном ведении ФГУП «Нацрыбресурс» закреплены 19 прочих объектов недвижимости в морских портах (акватория, ж/д эстакада, искусственно созданная территория), а также 7 судов портофлота, 3 рыбопромысловых судна. Предприятие имеет доли квоты на вылов рыбы в Северном бассейне общим объемом 1,7 тыс. тонн в год.
Эксплуатация рыбных терминалов осуществляется рыбохозяйственными предприятиями, включая судовладельцев рыбопромысловых судов, а также компаниями, специализирующимися на переработке рыбопродукции, владельцами портовой инфраструктуры, прилегающей к сооружениям Предприятия, в том числе стивидорными и транспортно-логистическими компаниями.
Инфраструктуру Предприятия используют в своей деятельности большинство рыбодобывающих компаний, в том числе, такие ведущие компании отрасли, как ОАО «Преображенская база тралового флота», ОАО
«Находкинская база активного морского рыболовства», ОАО «Турниф», ОАО «Океанрыбфлот», ЗАО «Акрос» и другие.
Основная часть причалов (65% или 85 объектов) в 2008 году передана в хозяйственное ведение ФГУП «Нацрыбресурс» с обременением в форме договоров аренды с различными условиями аренды.
В настоящее время условия эксплуатации причалов следующие:
- 49 объектов находятся в аренде;
- 43 объекта эксплуатируются предприятием самостоятельно;
- 17 объектов эксплуатируются бывшими арендаторами (срок аренды истек, но объекты не возвращены предприятию, и ведутся переговоры по условиям дальнейшего использования);
- 11 объектов выведены из эксплуатации.
В число указанных объектов включены 12 защитных сооружений (молов) и береговых укреплений общей протяженностью 2979 м в портах Новороссийск, Невельск, Холмск и других. Данные сооружения, в основном, не используются для осуществления портовой деятельности. В то же время, предприятие несет затраты по их содержанию в полном объеме, как по производственным причалам.
Доходы от аренды ГТС, от самостоятельно оказываемых предприятием услуг в морских портах, а также от реализации вылавливаемой рыбы обеспечивают основную часть выручки предприятия в размере 85-90%.
В числе перечня мер повышений эффективности деятельности ФГУП «Нацрыбресурс» предлагается:
- пересмотр условий договоров аренды инфраструктуры портов с целью индексации ставок аренды с учетом инфляции и приведения их к рыночному уровню;
- расширение перечня платных услуг, которые оказывает предприятие на эксплуатируемых им причалах.
Постановление Правительства РФ от 31.03.2015 г. № 297 ФГУП «Нацрыбресурс» предусмотрено выделение 1 236 696,2 тыс. рублей в 2015-2018 гг. на реконструкцию морского терминала для комплексного обслуживания рыболовных судов в порту Петропавловск-Камчатский.
В целях увеличения объемов реализации уловов на внутреннем рынке, модернизации портовой и логистической инфраструктуры Росрыболовством предложены основные мероприятия:
- Совершенствование порядка распоряжения недвижимым имуществом ГТС в морских портах;
- Определение оптимальной формы эксплуатации причалов и взаимодействия с владельцами припортовой инфраструктуры.
Росрыболовство указало на сложившуюся негативную практику взаимодействия с арендаторами, которую надо менять.
Условия действующих договоров аренды различаются по срокам аренды (от 15 до 49 лет), разница по величине ставок аренды достигает 18 раз, по ряду договоров для арендаторов не были установлены требования по капитальному ремонту.
Арендаторами допускается ухудшение технического состояния причалов, что приводит к выводу их из эксплуатации. Не исполняются судебные решения, обязывающие провести ремонт причалов. Такие решения вынесены в отношении 7-ми причалов общей протяженностью 1299 м, расположенных в Приморском крае.
Ряд арендаторов препятствуют изменениям условий договоров аренды, предполагающим приведение ставок аренды к рыночному уровню, что требует проведения судебных разбирательств.
Как негативную тенденцию при выдвижении претензий к арендаторам необходимо отметить ряд инициированных ими судебных исков, по результатам которых федеральная собственность уже потеряна в отношении 26 причалов. Сложившая судебная практика может быть использована для отчуждения других причалов, в том числе в морских торговых портах, находящихся в ведении Минтранса России.
Арендаторы причалов, как правило, являются собственниками припортовой инфраструктуры, необходимой для осуществления рыбопромысловой деятельности (холодильников, складов, баз ГСМ, судоремонтных мощностей и т.п.). В последние годы собственниками не осуществляются необходимые инвестиции в модернизацию данной инфраструктуры. Так, 40% мощностей крупных портовых холодильников не переведено на использование фреона и работает с аммиаком в качестве хладагента. Портовая инфраструктура переходит на обработку грузов различного назначения, при этом сокращаются мощности по перевалке рыбопродукции.
В результате сокращается перегрузка рыбы на берег. В основных морских рыбных портах Дальнего Востока — Владивостоке и Находке — доля рыбопродукции в грузообороте не превышает 5%.
Однако, на сегодняшний день правовые инструменты для эффективного контроля и принуждения арендаторов к модернизации и эксплуатации причалов в интересах рыбохозяйственной отрасли отсутствуют. Формирование эффективных механизмов государственно-частного партнерства и возможности заключения концессионных соглашений требует внесение изменений в правовую базу, в том числе в № 115 – ФЗ «О концессионных соглашениях», в части наделения ФГУП правом выступать концедентом по таким соглашениям.