Развитию рыбной отрасли в России мешает архаичная инфраструктура
Эксперты обозначили три основные проблемы, которые мешают развиваться рыбной отрасли в России. Среди них — зависимость экспорта от нескольких стран и советская инфраструктура во многих областях, включая логистику.
Глава Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев в своем выступлении на круглом столе в ТАСС отметил, что в российской рыбной отрасли произошли изменения, давно назревавшие и ускоренные за счет пандемии и макроэкономических сложностей на мировом рынке. По данным ВАРПЭ эти изменения ожидались через 3-5 лет, но отрасли пришлось столкнуться с ними уже сейчас.
- Среди проблем, которые тормозят развитие отрасли, эксперт обозначил следующие:
- Зависимость отрасли от доходов населения. Рост или снижение доходов населения, а также рост или снижение цен на рыбу, приводят к изменению спроса. Так, снижение цены на 1% ведет к росту спроса на 2,4%. В сложной экономической ситуации потребители предпочитают покупать вместо рыбы товары первостепенной значимости.
- Зависимость экспорта от четырех рынков — Китая, США, Японии и ЕС. Вместе эти четыре рынка потребляют 95% экспорта российской рыбы. Соответственно, они могут устанавливать свои цены, или кардинально влиять на российский рынок, отказавшись покупать отечественный продукт, как это сделали США и Япония.
- Архаичная инфраструктура, сохранившаяся с советских лет. Многие мощности для хранения и транспортировки рыбы в России сохранились со времен СССР и не обновлялись, соответственно, мощностей не хватает и цены на транспортировку растут. Вслед за ростом логистических трат растет и конечная стоимость продукта.
Эксперт отметил, что добиться изменений в отрасли можно, если привлечь внимание тех потребителей, которые привязаны к рыбной продукции эмоционально — так называемые «фанаты» и «эстеты». Особенно эксперт отметил, что при том, что по итогам опроса этого года доля таких потребителей составляет почти четверть от всех россиян, покупающих рыбу, только 9% опрошенных указали, что покупают рыбные блюда в ресторанах и столовых. Это значит, пояснил эксперт, что отрасль не успевает за запросами потребителей, и нужно искать новые рецепты и способы подачи.