Разъяснение решения Управления ФАС по Приморскому краю, решения арбитражного суда Приморского края и постановления пятого апелляционног
Поводом к обращению в Управление ФАС по Приморскому краю со стороны Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) послужили следующие обстоятельства. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на АДМ.
Начиная с марта 2010 года, управление Россельхознадзора по Приморскому краю стало требовать от участников внешнеэкономической деятельности, направляющих свою рыбопродукцию на экспорт из исключительной экономической зоны РФ через территорию РФ без выгрузки на сухопутную территорию РФ, заключение ФГУ "Приморская межобластная ветеринарная лаборатория" о результатах проведенных лабораторных исследований экспортируемого груза. Основанием для истребования такого заключения служило письмо руководителя территориального управления Дымова С.А. от 25.02.2010 года исх. № 51-25/633.
Ассоциация добытчиков минтая считает истребование такого заключения незаконным, поскольку в соответствии с разъяснениями заместителя руководителя Россельхознадзора А.С.Саурина № ФС-АС 4/12620 от 10.12.2008, такого рода документы не предусмотрены.
В письме А.С.Саурина указано: "оформление ветеринарных сертификатов 5i (включая оформление "сертификатов здоровья" для стран ЕС и КНР) на водные биологические ресурсы и продукты их переработки, добытые в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации предназначенные на экспорт без выгрузки на сухопутную территорию Российской Федерации, осуществляется на основании: разрешения Россельхознадзора на экспорт; обращения участников внешнеэкономической деятельности о выдаче сертификата формы 5i (включая оформление "сертификатов здоровья" для стран ЕС и КНР); копии заявок на оформление судов, утвержденных приказом Росрыболовства № 18 от 07.06.2008; грузового коносамента; базы данных мониторинговых исследований районов промысла".
Кроме того, пункт 2.10 Приказа Минсельхоза России № 422 от 16.11.2006 года "Об утверждении правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов" также устанавливает, что при доставке на таможенную территорию Российской Федерации водных биологических ресурсов и продуктов их переработки на указанные грузы, вывозимые с территории Российской Федерации, ветеринарные сертификаты форм N 5i, 5l выдаются на основании информации о благополучии в ветеринарно-санитарном отношении водоема (района промысла), в котором выловлен (добыт) груз без предварительного оформления на него ветеринарных свидетельств.
При рассмотрении заявления АДМ управление ФАС пришло к выводу, что в отсутствие иных документов, регламентирующих деятельность территориальных управлений Россельхознадзора по оформлению и выдаче сертификатов здоровья, истребование от участников ВЭД дополнительного документа (заключений ФГУ "ПМВЛ") незаконно, поскольку противоречит ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".
Решение арбитражного суда Приморского края от 18 января 2012 года, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10 апреля 2012 года по делу А51-16910/2011 подтвердили законность принятого управлением ФАС решения.
По состоянию на сегодняшний день, никаких иных документов, регламентирующих порядок действий управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области не принято и до участников внешнеэкономической деятельности не доведены разъяснения порядка оформления продукции из водных биологических ресурсов при поставках на экспорт без выгрузки на таможенной территории Российской Федерации. Письменные обращения АДМ в Управление Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области от 29 сентября 2011 года и 29 февраля 2012 года не рассмотрены и ответы на них не предоставлены.
Также решением управления ФАС признано незаконным проведение лабораторных экспертиз и исследований рыбопродукции, проводившихся представителями ФГУ "ПМВЛ" на территории иностранных государств, поскольку такая деятельность находится вне юрисдикции РФ.
Вместе с тем, с 24 апреля 2012 года участились случаи отказов в выдаче сертификатов здоровья участникам ВЭД, обращающихся за оформлением сертификатов здоровья в Сахалинское отделение Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области. Должностные лица указанного управления ссылаются на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда и мотивируют отказ тем, что на момент обращения участников ВЭД за получением сертификатов здоровья, груз покинул территорию РФ.
Считаем что при рассмотрении такого рода отказов, необходимо исходить из следующих обстоятельств.
Задержка в обращении за оформлением сертификатов здоровья, вызвана требованием Сахалинского отделения Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области помимо заявки представлять заключение ФГУ "Нацрыббезопасность" о безопасности в ветеринарном отношении экспортируемой рыбопродукции.
Для получения заключения, заявитель обязан предоставить в адрес "Нацрыббезопасность" ветеринарный сертификат 5i.
Срок рассмотрения документов в "НРБ" составляет до трех рабочих дней, при условии отсутствия необходимости проведения лабораторных исследований и до 10 рабочих дней при их проведении (по молокам, печени, икре из рыб).
Соблюдая требования к месту нахождения груза на территории РФ, на которые ссылается в своих отказах г-н Шапошников А.С., участники ВЭД должны обеспечить стоянку транспортов на таможенной территории РФ в течение как минимум четырёх суток. Вместе с тем, Постановление Правительства РФ № 184 от 19 марта 2008 года, установило, что срок оформления судов, обслуживающих рыбопромысловый флот и перевозящих рыбопродукцию из ИЭЗ на экспорт без выгрузки на сухопутную территорию РФ, не может превышать трёх часов. Пунктом 3 указанного постановления Министерству сельского хозяйства РФ (структурным подразделением которого является Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору) было поручено в месячный срок привести ведомственные нормативные правовые акты по вопросам оформления захода (выхода) судов рыбопромыслового флота, а также ввоза (вывоза) уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки в морские порты в Российской Федерации и осуществления государственного контроля в морских портах в Российской Федерации в отношении судов рыбопромыслового флота, ввоза (вывоза) уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки в соответствие с настоящим Постановлением.
В исполнение указанного постановления Министерством сельского хозяйства были внесены изменения в Приказ Министерства сельского хозяйства № 422 от 16.11.2006 года (п.2.10) и даны указания заместителя руководителя Россельхознадзора А.С.Саурина по оформлению сертификатов здоровья, обеспечивающие по своей сути требования Постановления Правительства РФ к срокам оформления судов, обслуживающих рыбохозяйственный комплекс.
Рассмотрев фактические обстоятельства отказов рыбопромышленным предприятиям в оформлении сертификатов здоровья, считаем принципиальным следующие обстоятельства: 1) на момент подачи заявки и проверки груза подведомственными Управлению Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области учреждениями груз находится на территории РФ; 2) подведомственные Управлению Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области учреждения никаких действий по задержке груза не предпринимало; 3) сроки подготовки лабораторных заключений превышают общий срок, установленный для оформления рыбопродукции постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2008 года №184 и составляет от трёх до десяти дней. Следовательно, отказ в оформлении сертификатов здоровья со ссылкой на мотивировочную часть постановления Пятого арбитражного апелляционного суда является неправомерной и незаконной.