Региональная же власть не имеет достаточных рычагов управления прибрежной деятельностью
Председатель правления некоммерческого объединения «Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана» Анатолий Евенко направил в Росрыболовство письмо с предложением провести ряд профильных проблемно-установочных мероприятий прибрежного рыбохозяйственного комплекса Мурманской области. В своем обращении он поднимает ряд наболевших проблем и предлагает пути их решения. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на fishonline.ru.
Из-за недостатка выделяемых квот значительная часть прибрежных судов во второй половине года становится на прикол. Плавсостав либо увольняется, либо уходит в вынужденные отпуска. «В отличие от океанических промыслов, у "прибрежников" отсутствует маневр переключения на другой объект лова (путассу, сельдь, скумбрию), квота на эти виды рыб им не выделяется, так как по своим техническим возможностям они не в состоянии далеко уходить от берега», - объясняет сложившуюся ситуацию Анатолий Анатольевич.
Для полноценного осуществления прибрежного рыболовства он предлагает подготовить на федеральном уровне нормативно-правовую базу по достаточному обеспечению пользователей прибрежных субъектов Федерации квотами на добычу (вылов) высокорентабельных водных биологических ресурсов. При этом иметь в виду приоритетный принцип прибрежного рыболовства, а не остаточный, так как весь улов и выпущенная из него рыбопродукция поставляется только на отечественный берег в свежем, охлажденном и живом видах для дальнейшей переработки и продажи населению.
На сегодняшний день 80% прибрежных судов работают с превышением нормативных сроков их эксплуатации. Флот состоит из малоэффективных, физически изношенных и морально устаревших кораблей, построенных по проектам 60-80-х годов прошлого века, имеющих крайне высокие показатели энергоемкости. Освоение нетрадиционных объектов промысла на них нерентабельно.
Для стимулирования строительства малых рыбопромысловых судов, обновления и модернизации основных производственных фондов рыбного хозяйства, необходимы государственные гарантии. В виде «щадящей государственной лизинговой схемы строительства прибрежных судов».
Также предлагается: «Судостроительную индустрию для прибрежного флота располагать максимально близко к районам промысла. Рассмотреть вопрос восстановления судостроительных заводов: ССЗ "Авангард" в республике Карелия, Сосновский ССЗ в Кировской области, Ярославский ССЗ, мурманские судостроительные терминалы». А строительство рыбопромыслового флота России начать с малого прибрежного с целью исключения излишних государственных моральных и материальных издержек.
Прибрежное рыболовство основано на малом предпринимательстве с оперативной доставкой на берег живой, свежей и охлажденной рыбы. Поэтому у рыбаков каждый час на счету.
Управление такими важными моментами как: ресурсное обеспечение прибрежных рыболовных компаний, нормативно-правовые вопросы, различные государственные услуги и многое другое, идет от центра. «Местные чиновники федерального уровня, отвечающие в этой части на местах, порой не совсем добросовестно относятся к исполнению своих функций. Региональная же исполнительная власть не имеет достаточных рычагов управления этой деятельностью».
Для оптимизации и оперативности управления прибрежным рыбохозяйственным комплексом автор письма предлагает, передать часть полномочий Федерального центра на региональный уровень. В качестве эксперимента провести это нововведение на территории Мурманской области.
Анатолий Евенко также обращает внимание на наличие многочисленных внутриведомственных документов, определяющих технологические нормативы по обработке рыбы, разногласия в таможенном законодательстве и различных нормативно-правовых актов. Все это приводит к спорным и конфликтным ситуациям с контролирующими органами.