Росрыболовство намерено усилить контроль за ходом строительства новых судов по программе инвестквот
Заместитель руководителя Росрыболовства Пётр Савчук провёл совещание по системным задержкам в судостроении, в котором приняли участие представители большинства верфей, участвующих в программе строительства рыбопромыслового флота, и компании-инвесторы. На данный момент в рамках программы инвестквот с российскими верфями заключено 43 договора общим объемом 166 млрд рублей. При этом проблема системных задержек в реализации этих проектов уже стала одной из самых болезненных тем рыболовной отрасли.
«Росрыболовство сильно обеспокоено продолжающимся увеличением задержек в строительстве судов. Срыв сроков сдачи сильно ударяет по инвесторам, которые несут незапланированные издержки по обслуживанию банковских гарантий, вынужденному ремонту старых судов, которые планировались под списание и многие другие», – заявил Пётр Савчук. В числе таких рисков – неполучение новых займов, неполучение дохода от эксплуатации не построенного судна, задержки в выделении новых инвестиционных квот. Происходит увеличение налоговых обязательств, так как организации не могут отнести на затраты уже понесённые расходы. Дополнительные издержки также возникают из-за вынужденного хранения приобретённого и не установленного в срок судового комплектующего оборудования.
«Мы намерены усилить контроль за ходом строительства и будем требовать предоставления регулярных видеоотчетов о фактическом положении дел на верфях» – отметил Пётр Савчук.
На совещании были перечислены причины отставания в реализации контрактов: неудовлетворительное финансовое состояние верфей; срывы поставок импортного оборудования и комплектующих к нему, вызванные международными санкциями, нехватка квалифицированных кадров основных судостроительных специальностей, сложности, возникающие в ходе адаптации технической документации, разработанной зарубежными конструкторскими бюро под требования российского Морского регистра, необходимость частых доработок и переработок рабочей конструкторской документации.
Было отмечено, что наиболее тяжелая ситуация складывается на Выборгском судостроительном заводе и судостроительном заводе «ПЕЛЛА».
Указанные выше проблемы несут риски в части выполнения заказов по строительству флота и уже сейчас являются причиной переноса практически по всем договорам на строительство судов. Как следствие, это может привести к их расторжению и предъявлению исков к верфям со стороны заказчиков.
По итогам совещания принято решение о том, что Росрыболовство подготовит письмо в правительство РФ, в котором изложит реальную картину выполнения судостроительных контрактов. Российская судостроительная отрасль рискует потерять доверие рыбаков следствием чего может стать перераспределение средств в пользу иностранных судостроителей.