Росрыболовство провело проверку эффективности использования государственной собственности и средств федерального бюджета
Комиссия Росрыболовства провела проверку эффективности использования государственной собственности и средств федерального бюджета, выделенных ФГУП «Национальные рыбные ресурсы». Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на ФАР РФ.
Проверка подтвердила, что в 2011 г. предприятие еще продолжало оставаться убыточным.
Однако, несмотря на сохранение убытка ФГУП «Нацрыбресурс» в 2011 г., по результатам мер, принятых по оптимизации финансово-хозяйственной деятельности, величина убытка по итогам 2011 г. сократилась в 4,6 раза - с 77,4 млн. руб. до 16,7 млн. руб. Следует отметить, что в 4-ом квартале 2011 г. зафиксирована прибыль, ожидается получение прибыли по результатам как 1-го квартала, так и 2012 г. в целом.
В результате реформирования системы рыбных портов, в 2005–2010 гг. на баланс ФГУП «Нацрыбресурс» было передано большое количество гидротехнических сооружений (ГТС), по большей части уже обремененных долгосрочными договорами аренды, заключенными Росимуществом. Вместе с гидротехникой перешли и значительные затраты на ее содержание и эксплуатацию, зачастую превышавшие доходную часть. Многие сооружения не имели правоустанавливающей и технической документации, это исключало возможность получения доходов от эксплуатации, однако требовало больших расходов на оформление и текущее содержание. Вместе с причалами, пирсами и защитными молами, не подлежащими приватизации, было передано и иное имущество, в значительной степени неликвидное, не нашедшее спроса в ходе приватизации имущественных комплексов рыбных терминалов морских портов, соответствующие затраты по содержанию этого имущества.
В это же время, ввиду изменений в государственном регулировании была прекращена работа с научными квотами, что привело к исключению доходов, сопоставимых и в отдельные периоды даже превышавших поступления от ГТС.
Тем самым образовались диспропорции в экономике предприятия, работа по устранению которых потребовала продолжительного времени. Одним из основных направлений стало повышение ставок арендной платы по переданным в аренду ГТС. Несовершенство действующего порядка согласования государственными органами рыночной величины ставки арендной платы может затягивать на многие месяцы и даже более года, период между определением независимым оценщиком увеличенной ставки арендной платы и началом получения дополнительных доходов при том, что предлагаемое повышение доходов может быть в разы и даже на порядок больше текущей величины. Это приводит, в конечном итоге, к неэффективному управлению государственным имуществом задействованными в этом процессе организациями.
Тем не менее, работа по увеличению ставок арендной платы за использование ГТС, проведенная в 2010 – 2011 гг., позволит в течение 2012 года увеличить доходы от ГТС на годовую величину около 80 млн. руб. или без малого в 1,5 раза.
Несмотря на достигнутые результаты, которые уже начали проявляться во 2-ом полугодии 2011 г. и в полной мере отразятся в 2012 г., предстоят еще немалые усилия по достижению стабильного функционирования ФГУП «Нацрыбресурс».
Нельзя не согласиться, что ряд хозяйственных операций 2007 – 2010 гг. являлись убыточными, что, в свою очередь, усугубляло непростое финансовое положение предприятия.
Непростая ситуация складывается и с находящимися в хозяйственном ведении ФГУП «Нацрыбресурс» судами. В процессе ликвидации администраций рыбных портов находящийся на их балансе коммерчески эффективный флот был фактически распродан. В хозяйственное ведение ФГУП «Нацрыбресурс» были переданы либо откровенно устаревшие, либо технически не исправные, либо обремененные долгосрочной арендой или судебными тяжбами суда. Из имевшихся на начало 2010 г. 24-х судов только 4 (!) находились в рабочем состоянии и в принципе могли эксплуатироваться предприятием. В итоге, в 2010 – 2011 гг. предприятие вынужденно потратило на содержание, обслуживание и стоянку не работающих или требующих ремонта судов значительные собственные средства, сопоставимые с годовым убытком предприятия.
В 2010 году ФГУП «Нацрыбресурс» провело аудит имеющегося на балансе предприятия флота и приступило к реализации комплекса мероприятий по обеспечению эффективного использования судов, в том числе:
1. Списанию и утилизации морально устаревших, технически неисправных и не подлежащих ремонту судов;
2. Передаче судов, эффективное использование которых невозможно ввиду отсутствия необходимых условий (квот по добыче ВБР по рыболовным судам, лицензий для судов экологического флота), в хозяйственное ведение, оперативное управление или собственность специализированных предприятий или органов местного самоуправления;
3. Ремонту и модернизации остающихся в самостоятельном использовании судов.
По состоянию на 31.12.2011 года из оставшихся 7 неработающих судов 5 проходят процедуру списания или передачи. К концу 2012 г. на балансе ФГУП «Нацрыбресурс» не останется неисправных и неэксплуатируемых судов, а суммарный годовой экономический эффект по итогам 2012 года составит без малого 30 млн. руб.
В настоящее время ФГУП «Нацрыбресурс» является прежде всего инфраструктурной компанией, имеющей в хозяйственном ведении не подлежащее приватизации государственное имущество - причальные гидротехнические сооружения в морских портах Российской Федерации. Как уже отмечалось, данные объекты недвижимости были переданы в хозяйственное ведение ФГУП «Нацрыбресурс» от ликвидированных, согласно постановлению Правительства РФ, государственных администраций рыбных портов.
В период нахождения гидротехнических сооружений под юрисдикцией государственных администраций рыбных портов последними были заключены долгосрочные договоры аренды с соответствующими операторами портовых терминалов, которые, в свою очередь, приватизировали прилегающие к гидротехническим сооружениям земельные участки, здания, сооружения, подкрановые пути, кабельные трассы и инженерные сети. В соответствии с п. 11. ст. 31 Федерального закона Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Договор аренды находящегося в государственной собственности и относящегося к недвижимому имуществу объекта инфраструктуры морского порта заключается без проведения конкурса с лицом, которому на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления принадлежит смежный объект инфраструктуры морского порта, относящийся к недвижимому имуществу, если этот смежный объект недвижимого имущества по своим техническим характеристикам, месту нахождения, назначению неразрывно связан с указанным объектом аренды и обеспечивает технологический процесс оказания услуг в морском порту.
Таким образом, в большинстве портов ФГУП «Нацрыбресурс» получило в хозяйственное ведение кордонную линию и прилегающее к ней верхнее строение ГТС шириной от 10 до 25 метров, обремененное долгосрочным договором аренды с оператором портового средства, имеющим неразрывную связь с гидротехническими сооружениями, т.е. фактически «вечный» договор аренды.
Следует отметить, что аналогичное по своим функциям предприятие в структуре Федерального агентства морского и речного транспорта - ФГУП «Росморпорт», так же не занимается ведением самостоятельной портовой деятельности на переданных ему в хозяйственное ведение причалах, а сдает их в аренду операторам морских терминалов.
В тех регионах, где ФГУП «Нацрыбресурс» эксплуатирует сооружения самостоятельно, предприятие не является монополистом на рынке портовых услуг, поэтому оно само устанавливает тарифы на свои услуги, руководствуясь расценками, существующими в регионе.
В сложившейся ситуации главными задачами ФГУП» Нацрыбресурс» являются:
1) контроль за сохранностью и соблюдением режима использования гидротехнических сооружений, проведение независимой оценки для определения рыночно обоснованной ставки арендной платы и своевременное внесение изменений в договоры аренды,
2) реализация функции по обеспечению безопасного базирования судов рыбопромыслового флота.
В рамках реализации по Федеральной целевой программы «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2012 годах» (Пост. Правительства от 12.08.2008 №606, от 05.07.2010 №505) впервые за постсоветский период были выделены средства в размере 104,2 млн. руб. на проведение проектных работ по реконструкции ряда объектов в рыбных терминалах морских портов. В процессе проектирования возникали определенные проблемы, связанные с низкой квалификацией подрядных проектных организаций, выигравших конкурсы на проектирование в соответствии с ФЗ №94. Однако в настоящий момент все проекты переработаны с учетом выявленных в ходе проектирования возможностей увеличения экономического эффекта от реконструируемых и вновь создаваемых объектов. Кроме того, это позволит привлечь в рамках реализации ФЦП значительные внебюджетные средства в развитие береговой инфраструктуры.На сегодня проектная документация по Махачкалинскому порту имеет положительные заключения экологической и Госэкспертизы, ряд проектов находится в стадии их получения. Стоит отметить, что затянувшееся прохождение экспертиз во многом было обусловлено прекращением в 2010 году исполнения Ростехнадзором функций по организации и проведению государственной экологической экспертизы и длительным процессом передачи этих функций Росприроднадзору.
Проектная документация, прошедшая экспертизы и получившая положительные заключения, будет полностью использована при реализации новой ФЦП в 2014 – 2020 гг.
В целом, благодаря реализованному в 2010 – 2011 гг. комплексу мероприятий по оздоровлению финансово-хозяйственной деятельности ФГУП «Нацрыбресурс», начиная с 2012 года, будут полностью ликвидированы убытки, заложены основы для прибыльности и финансовой устойчивости предприятия в долгосрочной перспективе.
Предпринятые в 2010–2011 меры позволят устранить недостатки и замечания, а с 2012 г. будет обеспечено выполнение основной функции ФГУП «Нацрыбресурс» по эффективному использованию федерального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения.