Россельхознадзор в Приморье и на Сахалине пытаются заставить нарушить закон
В последнее время в ряде средств массовой информации муссируется информация о необоснованном затягивании Управлением Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области сроков лабораторных исследований и создании барьеров для оформления сертификатов здоровья на экспортируемую рыбную продукцию. Эта информация не соответствует действительности и, соответственно, является ложной. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на Виталия САЛЕНКО, помощника руководителя по связям с прессой.
В последнем из сообщений СМИ, председатель Дальневосточного научно-промыслового совета, и, по совместительству, временно исполняющий обязанности руководителя Росрыболовства Василий Соколов сообщил «Рыбацкой газете», что в период с 20 апреля 2012 года должностными лицами Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области была прекращена выдача сертификатов здоровья на экспортируемую продукцию ряду рыбопромышленных предприятий Дальнего Востока по надуманным основаниям.
В связи с этим, Управление Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области разъясняет.
Нет никаких затягиваний сроков лабораторных исследований для оформления сертификатов здоровья на экспорт рыбы, так как нормативными актами их проведение не требуется. Также как и нет прекращения выдачи этих сертификатов на экспортируемую дальневосточными рыбопромысловыми предприятиями рыбопродукцию. Зато есть многочисленные отказы в выдаче сертификатов здоровья на ряд экспортных партий российской рыбопродукции, по причине пересечения последними Государственной границы Российской Федерации и нахождения на территории иностранного государства, где у Россельхознадзора отсутствуют возможности осуществлять свои функции.
Чаще всего все эти партии рыбопродукции, на момент подачи заявок в Управление Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области на получение сертификата здоровья, находятся в международном порту Пусан Республики Корея.
Выдать же сертификат здоровья на рыбопродукцию, так сказать, не глядя, Управление Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области не имеет законных оснований, так как это противоречит основам ветеринарного законодательства, а также нарушает международные обязательства Российской Федерации в области безопасности и качества экспортируемых продуктов водного промысла.
Ранее, именно в целях предупреждения возникновения подобных ситуаций, по просьбе рыбопромысловых организаций Дальнего Востока, озвученной на проведённом во Владивостоке в феврале 2009 года межрегиональном совещании глав территориальных управлений Россельхознадзора по Дальнему Востоку, было принято решение о необходимости направления в порт Пусана ветеринарного специалиста ФГУ «Приморская межобластная ветеринарная лаборатория» для проведения ветеринарного освидетельствования на платной основе поступающих партий российской рыбопродукции и оформления заключений на получение сертификата здоровья.
Однако, в связи с рассмотрением Управлением Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю обращения президента Ассоциации добытчиков минтая Германа Зверева и ОАО «Океанрыбфлот» о недопустимости такой практики, последнее приняло решение от 14.07.2011 №5200/08-3, в котором указало, что нормативными документами в сфере ветеринарного контроля не предусмотрена возможность органов Россельхознадзора осуществлять деятельность по оформлению сертификатов здоровья после пересечения рыбопродукцией Государственной границы Российской Федерации и её нахождения на территории иностранного государства, то есть вне юрисдикции Российской Федерации.
Управление Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области, учитывая интересы дальневосточных рыбаков, обжаловало это решение в судебном порядке. Однако, Арбитражный суд Приморского края своим решением от 18.01.2012 г. по делу №А51-16910/2011 в удовлетворении заявления Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области отказал. Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2012 г. указанное решение оставлено в силе.
Учитывая негативные последствия для рыбопромысловых организаций, к которым привело решение антимонопольного органа, Управление намерено и далее, в соответствии с действующим законодательством, обжаловать его в судебном порядке.