Россия развернула латвийские шпроты вспять
После того как Евросоюз ввел третий уровень санкций против России, Россельхознадзор нашел изъяны уже в трех партиях товаров из Латвии: более 70 тонн рыбных консервов и 20 тонн сухого молока латвийского производства так и не дошли до потребителей в странах СНГ. Об этом сообщает BBC.
Производители подсчитывают ущерб, министр экономики Латвии предупреждает об очередном обвале ВВП, а министерство иностранных дел пока не усматривает в действиях российской стороны никакой политики.
Беспокоиться в Латвии начали уже после того, как Россия запретила импорт овощей и фруктов из Польши.
На латвийских прилавках и до этого было немало дешевых польских продуктов, теперь местные производители и вовсе готовятся к волне банкротств из-за ожидаемого наплыва товаров из лишившейся российского рынка Польши по демпинговым ценам.
Полигон для ответных санкций
"Среди латвийских производителей овощей действительно могут появиться банкроты. Польша - один из крупнейших экспортеров овощей и фруктов в ЕС, у них сейчас скопился большой объем товара, который нельзя хранить долго, - рассказала Русской службе Би-би-си глава Центра развития сельскохозяйственного рынка Латвии Ингуна Гулбе. - Поиск новых рынков может занять месяцы, если не годы. Латвия - освоенный рынок. У них теперь два варианта: либо продавать дешево, либо не продавать вообще".
По словам латвийского министра экономики Вячеслава Домбровского, Латвия вслед за Польшей может стать полигоном для ответных санкций со стороны России, из-за чего латвийский ВВП может рухнуть на 10 процентов. Для сравнения: во время кризиса 2009 года внутренний валовой продукт упал на 18 процентов.
"Скорее всего, мы говорим о пищевом секторе, который составляет около половины от нашего экспорта. Тут возможно манипулировать с фитосанитарными требованиями, так что потом еще долго можно будет спорить о том, были ли это санкции". - рассказал Вячеслав Домбровский в интервью Утренней панораме телеканала LTV.
"Мы говорим также о транзитной сфере, где возможны такие ходы, как отказ в подвижном составе или неожиданный ремонт путей в направлении латвийских портов", - опасается министр.
Глава латвийского МИД Эдгар Ринкевич, напротив, считает, что разговоры об ответных санкциях со стороны России - не более чем психологическое давление.
"Да, нам надо считаться с тем, что могут быть ответные санкции, может быть организована политическая кампания. На данный момент мы прямого влияния не видим, но готовы к тому, что оно может быть", - сказал Ринкевич в интервью LTV.
Шпроты вновь под ударом
Вслед за известием о претензиях к польским товарам Россельхознадзор сообщил, что на латвийско-российской границе остановлены три партии продуктов из Латвии.
Прошлой зимой латвийские шпроты уже попадали под запрет, когда Россельхознадзор обнаружил в них повышенное содержание бензапирена
20 тонн сухого молока и 15,5 тонн шпротов хранятся на таможенных складах по причине "микробиологического несоответствия", проводится проверка. Еще одна партия из 55,5 тонн рыбных консервов латвийского и исландского производства была остановлена на границе и отправлена обратно. В качестве причины указывается отсутствие сертификатов на исландскую продукцию.
Министерство иностранных дел Латвии в связи с задержкой латвийских товаров заявило, что следит за ситуацией, однако никакой политической мотивации в действиях России не усматривает.
Представитель продовольственно-ветеринарной службы Латвии Эрнест Завадскис также не видит политики в молочно-шпротной истории. По его словам, это стандартная процедура: если россияне находят проблему, ответственные структуры автоматически проверяют десять следующих партий.
"За год получаем около трех подобных заявлений по каждой отрасли. До сих пор это было повседневной практикой, однако политические события заставляют быть в тонусе и нам, и предпринимателям", - признался он новостному агентству LETA.
Президент латвийской ассоциации рыбопереработчиков Дидзис Шмитс также полагает, что о кризисе говорить рано. "Это не более чем технические неполадки", - заявил он Русской службе Би-би-си.
Глава компании Brīvais Vilnis Арнольд Бабрис, чьи 55,5 тонн консервов оказались невъездными в Россию, также считает, что на данный момент российскую сторону сложно обвинить в ответных санкциях.
"В этой партии под нашим брендом было 300 ящиков исландской печени трески. Раньше Казахстану достаточно было копии сертификата, теперь нужен оригинал. Учитывая, что речь идет о таможенном союзе, груз остановили на границе России и Латвии", - сказал он Русской службе Би-би-си.
В поисках помощи
Ингуна Гулбе считает, что исключить политику в этой истории нельзя, однако доказательств на данный момент ни у кого нет. "Производителям таких продуктов, как шпроты, переориентироваться сложно, их основной рынок - это постсоветское пространство", - говорит она Русской службе Би-би-си.
По словам Арнольда Бабриса, который ранее занимал должность, связанную с экономической безопасностью в Бюро по защите Сатверсме (латвийская спецслужба), Россия вполне может пойти на политические шаги в отношении латвийских товаров.
"Решения принимают люди, и если их долго дразнить, то в ответ могут последовать неадекватные действия. В таком случае пострадает латвийский транзит и латвийский экспорт. У нас на фоне кризиса 2009 года из страны уехали 200 тысяч человек. Непонятно, выдержит ли наша экономика еще одну волну эмигрантов. Как в таком случае выплачивать пенсии и пособия, тоже неясно", - посетовал Бабрис в интервью Русской службе Би-би-си.
Если Россия действительно пойдет на санкции в отношении Латвии, страна намерена искать поддержки в ВТО и Еврокомиссии.
"На данный момент мы не обращались с подобными запросами, так как у нас нет оснований. МИД не располагает доказательствами того, что остановка наших товаров на российской границе произошла по политическим причинам. В будущем мы рассматриваем возможности поисков механизмов защиты в ВТО и Еврокомиссии. Мы также работаем над диверсификацией рынков сбыта", - рассказал Русской службе Би-би-си госсекретарь министерства иностранных дел Латвии Андрей Пилдегович.