Россия сохранила позиции в топ-20 мировых агроэкспортеров по итогам 2021 года
По данным ITC Trade Map, в 2021 году глобальный экспорт продукции АПК установил новый рекорд, увеличившись сразу на 15% по сравнению с уровнем 2020 года. В результате по итогам прошлого года в мире было экспортировано продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья стоимостью 1,88 трлн долл. (1,64 трлн долл. в 2020).
Нарастив продажи на внешние рынки на 21% до 37,1 млрд долл., Россия заняла среди ведущих агроэкспортеров 18-е место с долей 2%. Положительная динамика зафиксирована по всем основным категориям российской продукции, в том числе по зерну – на 12% до 11,4 млрд долл., масложировым продуктам – на 48% до 7,3 млрд долл., рыбе и морепродуктам – на 25% до 6,7 млрд долл., мясной продукции – на 32% до 1,2 млрд долл., товарам пищевой и перерабатывающей промышленности – на 15% до 5,2 млрд долл.*
На топ-20 стран-поставщиков продукции АПК в прошлом году приходилось 69,5% мирового продовольственного экспорта, тогда как в 2020 году эта доля, согласно последним данным, составляла 68,2%.
ТОП-20 стран экспортеров-продукции АПК в 2021 году (млрд долл. США):
Место в рейтинге |
Страна-экспортер |
Объем экспорта, в млрд долл. |
CARG2016/2021 |
1 |
США |
176,5 |
4,6% |
2 |
Нидерланды |
119,3 |
5,8% |
3 |
Бразилия |
99,8 |
7,5% |
4 |
Германия |
93,8 |
3,2% |
5 |
Франция |
82,1 |
4,9% |
6 |
Китай |
73,8 |
0,7% |
7 |
Испания |
69,9 |
7,4% |
8 |
Канада |
66,4 |
7,0% |
9 |
Италия |
61,8 |
7,7% |
10 |
Бельгия |
53,6 |
5,0% |
11 |
Индонезия |
50,6 |
10,4% |
12 |
Аргентина |
50,2 |
6,6% |
13 |
Индия |
46,0 |
8,6% |
14 |
Мексика |
43,9 |
8,7% |
15 |
Польша |
43,3 |
11,2% |
16 |
Австралия |
40,5 |
7,1% |
17 |
Таиланд |
38,3 |
5,0% |
18 |
Россия |
37,1 |
15,6% |
19 |
Великобритания |
29,5 |
0,4% |
20 |
Малайзия |
29,3 |
6,9% |
В период с 2016 по 2021 год мировой аграрный экспорт увеличивался в среднем на 5,8% в год, при этом среди топ-20 государств Россия остается лидером по темпу роста показателя. За последние 5 лет совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) экспорта продукции АПК России составил 15,6%. Для сравнения, у США данный показатель равнялся 4,6%, Нидерландов – 5,8%, Бразилии – 7,5%, Канады – 7%, Китая – 0,7%.
В сравнении с 2020 годом, в 2021 позитивная динамика экспортной выручки наблюдалась у 19 из 20 ведущих экспортеров продовольствия. Незначительное снижение (-1%) зафиксировано лишь у Китая, в результате чего он опустился с 5-го на 6-е место в рейтинге крупнейших поставщиков с объемом 74 млрд долл.
Позицию крупнейшего экспортера продовольственных товаров сохранили США, в минувшем году нарастившие поставки на 19% до 176 млрд долл. Экспортная выручка Нидерландов увеличилась на 14% до 119 млрд долл., Бразилии – на 20% почти до 100 млрд долл., Германии – на 9,8% до 94 млрд долл., Франции – на 17% до 82 млрд долл.
Одновременно США сохранили лидерство и среди стран-покупателей аграрной продукции, увеличив закупки на 19% до 202 млрд долл. Также в топ-5 импортеров вошли Китай (190 млрд долл.,+ 17%), Германия (121 млрд долл., +11%.), Нидерланды (81 млрд долл., +15%) и Япония (76 млрд долл., +8,9%).
В структуре мирового экспорта продовольственными товарами ведущей категорией остается мясо с долей 8,1% (в 2020 – 8,2%). В 2021 году глобальный экспорт мяса увеличился на 13% до 153 млрд долл. с учетом субпродуктов. На второе место по объему выручки в прошлом году поднялись зерновые культуры, показавшие рост на 25% до 150 млрд долл., а на третье – масложировые продукты (148 млрд долл., +45%).
Основными драйверами роста глобальной торговли продукцией АПК в прошлом году стали высокие цены на пищевую продукцию, значительное увеличение затрат и логистических издержек, вызванное шоком в поставках со времени пандемийных ограничений, констатирует директор практики по оказанию консультационных услуг «Технологии доверия» Николай Ланцев. Цены на продукцию могут обусловить дальнейший рост торговли и в 2022 году. «Важным фактором для стран все еще остается возможность нивелировать риски, связанные с ограничениями в поставках, и поддерживать бесперебойный доступ к источникам продукции для обеспечения продовольственной безопасности», – отмечает Ланцев.
В 2022 году ключевыми факторами, которые влияют на продовольственную безопасность и международную торговлю, являются высокие цены на энергоносители, геополитическая нестабильность, ограничительные меры, связанные с Covid-19 в Китае, и протекционизм внутренних рынков отдельных стран (например, Индия, наложившая ограничения на экспорт сахара и пшеницы), – обращает внимание Ланцев.
*данные ФТС и Росстата