Российские рыбопромышленники строят новые добывающие суда
Новые российские рыболовные суда повышают безопасность промысла и эффективность ловли за счет оснащения современными системами навигации, безопасности и обработки улова.
Губернатор Камчатского края Александр Солодов 12 марта 2024 г. в своем Telegram-канале сообщил о поднятии флага на рыболовном судне «Апача». Уже до конца марта оно должно отправиться на добычу трески, а затем минтая. Для Камчатки событие уникальное – это первое рыболовное судно, которое построили на полуострове.
За последние неполные пять лет в России построено 23 новых добывающих судна различной мощности. Поворотной точкой стало начало программы инвестиционных квот, благодаря которой у инвесторов появилась мотивация вкладываться в создание нового флота. Судно «Апача» тоже построено благодаря инвестквотам, а заказчиком выступил Рыболовецкий колхоз им. В. И. Ленина.
Хотя сама реформа и обновление флота идут не без проблем.
Уходящий флот
Закон, который позволил рыбопромышленникам получать квоты на добычу рыбы в обмен на инвестиционные обязательства, был принят в 2017 г. К тому моменту ситуация с российским флотом была плачевной. По оценкам инвестиционной группы ПКР, возраст 90% судов, добывающих ресурс в Северном и Дальневосточном бассейнах (основные районы промысла), превышал 20 лет – нормативный срок эксплуатации. Флот если и обновлялся, то за счет приобретения иностранных судов. С 2011 по 2016 г. в Россию было поставлено 215 различных рыболовных судов. Большинство из них, по данным ПКР, ранее активно эксплуатировались, а возраст половины превышал нормативный срок работы уже на момент приобретения.
За период с 2000 по 2018 г. состав российских судов в количественном отношении сократился на 25%, приводил данные Минсельхоз. Число аварий росло. Только за 2016–2017 гг. Росрыболовство зафиксировало 95 аварийных ситуаций, в том числе из-за неудовлетворительного технического обслуживания судов. Это грозило проблемами с выловом – в ближайшей перспективе флот просто не смог бы выловить свыше 5 млн т водных биоресурсов (рыбы, краба, моллюсков и др.).
Критический износ и резкое снижение эффективности флота могли привести и к сокращению ресурса. У Российской Федерации суверенное право на водные биоресурсы в своей экономической зоне. Но если страна не сможет полностью осваивать свои запасы, то Конвенция ООН по морскому праву предусматривает допуск других стран к их освоению. В 2017 г. отрасль вплотную подошла к этим рискам.
Несмотря на сложность ситуации с флотом, рыбаки сами не спешили массово инвестировать в его обновление. Отрасль была ориентирована на продажу сырья, а не продукции глубокой переработки. Так что инвестиции пришлось привлекать через законодательное регулирование.
В 2017 г. власти выделили 20% от квот на добычу минтая и сельди для распределения под инвестобязательства. Рыбаки, желающие добывать эти ресурсы, а речь шла о примерно 600 000 т в год, должны были построить промысловые суда и береговые перерабатывающие заводы. В 2019 г. по этому же пути распределили права на добычу 50% краба. Второй этап по крабу прошел в 2023 г. В настоящий момент идет отбор проектов на закрепление прав на добычу еще 20% минтая и сельди.
Всего в настоящий момент по первому этапу инвестквот законтрактовано строительство 105 судов, из них 64 рыбопромысловых и 41 краболов. Построено 25 заводов.
Вызовы, которые нельзя было учесть
Уже в августе 2019 г. на прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» состоялась передача траулера-сейнера Рыболовецкому колхозу им. В. И. Ленина. Он стал первым судном, построенным в рамках контракта, заключенного по программе инвестиционных квот. Второе судно передали заказчику в декабре 2019 г.
Но реализации проекта помешали форс-мажорные события. В конце 2019 г. – начале 2020 г. мир столкнулся с пандемией коронавируса. Повсеместные ограничения негативно сказались на сроках строительства. В апреле 2020 г. заместитель руководителя Северо-Западного территориального управления Росрыболовства Андрей Яковлев говорил, что «сильных отставаний пока нет» и сроки удастся наверстать. Но уже летом 2020 г. рыбопромышленники начали ожидать переноса срока завершения работ от полугода до двух лет. Причина – в сложностях с поставками иностранного оборудования и комплектующих, а также в регулярном отсутствии людей на работе. В результате за 2017–2021 гг. удалось построить всего шесть судов вместо 25 запланированных.
Санкции, введенные иностранными государствами из-за начала специальной военной операции, стали еще одним вызовом для нового российского флота. Многие проекты разрабатывались за рубежом, в частности в Норвегии. Потребовалась их корректировка, а также поиск нового оборудования. Чтобы дать судоверфям время, в мае 2022 г. правительство России на два года продлило срок реализации инвестиционных проектов – с изначальных пяти до семи лет.
Так что к февралю 2023 г. удалось сдать только семь рыбопромысловых судов и четыре краболова. Но в прошлом году темпы значительно ускорились – в настоящий момент рыбопромышленникам передано 23 судна: 14 рыбопромысловых и девять краболовов.
«В условиях санкций строительство судов на российских верфях сопряжено с трудностями, сроки затягиваются», – говорит президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) Алексей Осинцев. Но, по его словам, «строить у себя в стране – единственный способ обеспечить долгосрочную технологическую и продовольственную безопасность».
Новые компетенции
К настоящему моменту программа инвестиционных квот позволила загрузить верфи строительством гражданских заказов, освоить новые компетенции по созданию высокотехнологичных судов, говорит заместитель министерства промышленности и торговли России Виктор Евтухов.
По его словам, ранее такие сложные рыбопромысловые суда российские верфи не строили. Но спустя шесть лет удалось выработать компетенции, в том числе по строительству супертраулеров, свыше 105, 120 м в длину. На сданных судах установлено новейшее высокопроизводительное рыбопромысловое и рыбоперерабатывающее оборудование, навигация, двигатели.
Это подтверждают и данные компаний. Уже в мае 2023 г. Русская рыбопромышленная компания (РРПК) сообщила, что супертраулеры группы, построенные по программе инвестиционных квот, стали лидерами и по уровню среднесуточного вылова: «Капитан Вдовиченко» ежедневно добывал 316 т, «Владимир Лиманов» – 305 т. Перерабатывающие мощности судов нового поколения позволяют обеспечить на борту глубокую переработку до 100% уловов.
С 2019 г. ГК «Русский краб» инвестировала в строительство флота и покупку квот на аукционах первого и второго этапов порядка 100 млрд руб., а в предстоящие несколько лет, до 2028 г., эта сумма вырастет до 130 млрд руб., приводят данные в группе. До конца 2028 г. «Русский краб» планирует получить 16 современных краболовов, построенных в рамках программы инвестиционных квот. Но обновленные суда, указывает генеральный директор компании Александр Сапожников, уже сейчас меняют представление нынешних и будущих рыбаков о работе в море.
Новые суда повышают безопасность промысла и эффективность ловли, так как оснащены более современными системами навигации, безопасности и обработки рыбы, говорит Евтухов. По его словам, это уменьшает риски аварий и увеличивает производительность. Кроме того, обновление флота способствует улучшению экологических показателей, поскольку новые суда более экологически чистые и энергоэффективные.
Новый флот выгоден и экономически. Помимо возможности 100%-ной переработки ресурса, снижается потребление топлива – это одна из самых расходных статей. По оценкам Минсельхоза, сокращение потребления на 10% на судах рыбопромыслового флота принесет отрасли ежегодно не менее 3 млрд руб. валовой прибыли.
Закрепить результат
Новый флот, строящийся по программе инвестиционных квот, значительно превосходит старый и морально устаревший по объему ежесуточной добычи и переработке. Так что по итогам двух этапов программы будет обновлено 80% мощностей, указывает Осинцев.
Это важно и с точки зрения планов по наращиванию добычи. По прогнозам Росрыболовства, к 2030 г. ежегодно планируется добывать не менее 6 млн т, тогда как по итогам 2023 г. этот показатель хоть и был рекордным, но составил «всего» 5,3 млн т.
Флот, который строится по программе инвестиционных квот, более мощный, безопасный и экологичный, соглашается исполнительный директор Северо-Западного рыбопромышленного консорциума Сергей Несветов. Но есть и сложности: из-за санкций его обслуживание пока значительно дороже. Возникают и проблемы с оборудованием: сроки его поставок по-прежнему довольно большие, а качество не всегда отвечает запросам и интересам рыбо- и крабодобытчиков, отмечает Несветов.
Но к сегодняшнему дню уже пройдены острые фазы реформы и внешних шоков, считает Сапожников. Проект, по его словам, «твердо встал на рельсы»: налажен конструктивный диалог с верфями, проработаны и понятны варианты решения вопросов, связанных с недопоставками комплектующих и оборудования.
В настоящее время российская промышленность располагает достаточными компетенциями и мощностями для создания самых современных промысловых судов, также уверен Евтухов.
Рыбопромышленникам и верфям удалось привести иностранные проекты к требованиям российского морского регистра. В завершающей стадии находится перепроектирование под российское оборудование, а также оборудование, которое будет поставляться из дружественных стран, добавляет Евтухов. По его словам, при строительстве судов в рамках второго этапа инвестквот именно отечественные типовые проекты должны использоваться в приоритетном порядке.
В дальнейшем важно удерживать достигнутые в ходе реформы результаты на необходимом для продуктивной работы уровне, говорит Сапожников. По его словам, для этого необходимо расширение объема и зон экспорта, а также поддержка государства в продвижении российской рыбопродукции на внутреннем и международных рынках.