Российские власти разделяют обеспокоенность ВАРПЭ галопирующими тарифами на доставку рыбы
По поручению Правительства России Минсельхоз России изучил ситуацию с доставкой рыбы с Дальнего Востока в центральную часть страны. Поводом стало обращение президента ВАРПЭ Германа Зверева к вице-премьеру — полпреду ДФО Юрию Трутневу о необоснованном увеличении тарифов на железнодорожную перевозку и необходимости в расширении программы субсидирования железнодорожного тарифа. В нем было указано, что с начала лета тариф вырос на 76%.
По данным Минэкономразвития, на которые ссылается Минсельхоз, решений об индексации регулируемых тарифов на грузовые перевозки (провозная плата ОАО «РЖД») в указанный период не принималось, в связи с чем проблема, возможно, связана с увеличением ставок операторов подвижного состава.
Департамент регулирования рынков АПК Минсельхоза проработал вопрос с Ассоциацией организаций продуктового сектора (АСОРПС). Там объясняют ситуацию ростом расходов операторов оборудования и подвижного состава. Резкое увеличение грузов к перевозке привело к дефициту контейнеров и вагонов, которые «операторы оборудования и подвижного состава вынуждены передислоцировать в порожнем состоянии из центральных регионов на Дальний Восток для обеспечения погрузки», отмечается в письме. Это было затруднено имеющимся ограничением на отправку груженого и порожнего подвижного состава в направлении Восточного полигона, что приводит к увеличению расходов операторов на хранение и простой оборудования и вагонов.
По информации АСОРПС, ставка на перевозку скоропортящейся продукции, в частности рыбы, устанавливается на основании баланса спроса и предложения, сформировавшегося на рынке в настоящий момент.
В ответе Минсельхоза также отмечается, что в связи с ростом цен на услуги операторов групповых рефрижераторных подвижных составов Росрыболовство обратилось в ФАС с просьбой проверить перевозчиков лососевых рыб с Дальнего Востока.
Ранее Минсельхоз совместно с Минфином и Росрыболовством прорабатывал вопрос расширения перечня рыбной продукции в Постановлении № 406 (документ предусматривает субсидирование доставки рыбы с ДФО в европейскую часть страны. — Ред.), но оно не было поддержано. Вместе с тем министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев поручил профильным ведомствам проработать вопрос о возможности расширения льготного тарифа на перевозку социально значимых видов рыб: тихоокеанской сельди и горбуши. Это поручение прорабатывается с заинтересованными органами федеральной власти и в срок до 25 сентября 2023 г. по результатам проработки будет подготовлен доклад в Правительство России.
В 2022 году объем перевозки рыбы и рыбной продукции железнодорожным транспортом вырос относительно показателя 2021 года на 10%, до 818,5 тыс. тонн. За январь — июль 2023 года перевезено 429,3 тыс. тонн рыбной продукции, что ниже показателя аналогичного периода 2022 года на 0,6%.
Подробности — в письме Минсельхоза России.
Источник: ВАРПЭ