Рост перевозок рыбной продукции по ж/д обусловлен несколькими факторами
Объём перевозки рыбной продукции по сети ОАО «РЖД» внутри России в первом месяце текущего года увеличился в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Рост перевозок обусловлен несколькими факторами.
Правительство продлило действие субсидии на перевозку минтая железнодорожным транспортом с Дальнего Востока, а рыбаки стремились освободить холодильные рефрижераторные установки, где хранился прошлогодний улов.
Субсидии стали драйвером перевозок
По данным ОАО «РЖД», за первый месяц 2022 года по железной дороге из Приморского края отправлено 58,5 тыс. тонн рыбной продукции. Основной объём рыбной продукции в январе отгружен в адрес грузополучателей Московской области (19 тыс. тонн), Урала (6 тыс. тонн) и Сибири (6,6 тыс. тонн).
Увеличение объёмов транспортировки морепродуктов по сети ОАО «РЖД» в первую очередь связано с разгаром путины минтая, которая началась 1 января и продлится до 10 апреля 2022 года. По словам заместителя руководителя Росрыболовства Василия Соколова, на данный момент промысел на Дальнем Востоке обеспечивает положительную динамику общероссийского вылова. Это происходит за счёт увеличения добычи минтая – рост к прошлогоднему уровню составляет почти 30%.
«Основу грузовой базы сейчас составляют минтай и белорыбица, которые остались в холодильниках рыбаков ещё с прошлого года», – говорит президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов. Он отметил, что сейчас идёт ещё минтаевая путина. «Нам нужно освободить холодильники до начала летней лососёвой путины, которая начнётся в начале июня», – говорит Георгий Мартынов.
Президент транспортно-экспедиторской компании «Таскор-21» Виталий Момот отметил, что если ранее по регламенту срок транспортировки рыбы с Дальнего Востока в Московский регион составлял 20 суток, то сейчас сократился до 12 суток.
«Это позволило конкурировать с автомобильными перевозками и переориентировать порядка 300–400 тыс. тонн продукции на железную дорогу», – говорит эксперт.
Стоимость доставки рыбы по железной дороге из Владивостока в европейскую часть страны составляет 17–19 руб./кг.
Огромное влияние на рост объёмов перевозки морепродуктов по сети ОАО «РЖД» оказали и утверждённые правительством в октябре 2021 года субсидии на перевозку минтая железнодорожным транспортом с Дальнего Востока в центральные регионы страны. В ноябре прошлого года правительство приняло решение об их продлении до 31 декабря 2022 года.
«Сейчас мы имеем возможность везти минтай по сети ОАО «РЖД» бесплатно от станции до станции. Для этого нужно подобрать определённый набор документов, подать их в Федеральное агентство железнодорожного транспорта – и деньги, которые заплачены за перевозку, компенсируются государством в полном объёме, – рассказывает Виталий Момот. – Однако не следует забывать о том, что за погрузку и разгрузку контейнера, его подачу и уборку на станциях и простой под грузовыми операциями нужно также платить. А эти средства никто не компенсирует».
Экспорт испугался пандемии
Председатель Рыбного союза Александр Панин отметил, что экспорт рыбы в Китай остаётся на низком уровне по причине прошлогодних введённых ограничений со стороны КНР из-за пандемии COVID-19. По данным ОАО «РЖД», экспортные отправки рыбы с железнодорожных станций Приморья в январе текущего года составили 16,1 тыс. тонн, из них в Китай отправлено 12,6 тыс. тонн.
«Китай так и не вернулся в полном объёме к перевалке грузов транспортными рефрижераторами. Поэтому рыба – в первую очередь минтай и филе минтая – поехала по железной дороге в Россию», – говорит Александр Панин.
Поток перенаправлен на внутренний рынок
Ещё одним фактором роста объёмов перевозок стал спрос на минтай со стороны государственных и муниципальных учреждений.
«Как только закрыли иностранные порты на приём рыбы в связи с пандемией коронавируса, продукция пошла на внутренний рынок. Для увеличения спроса правительство обязало все школы, институты, учреждения пенитенциарной системы и другие бенефициарные учреждения заключить договора по поставку минтая. Если ранее мы отдавали на внутренний рынок 100 тыс. тонн минтая, то сейчас объёмы выросли до 350–400 тыс. тонн», – сообщил Виталий Момот.
Однако эксперты не хотят делать прогнозов об объёмах будущих перевозок на основании одного месячного показателя.
«Это может быть просто всплеском активности, за которым последует спад в феврале, и в итоге по результатам двух месяцев ситуация выровняется», – резюмировал Александр Панин.