Ряд ведомств вдруг обеспокоились ситуацией в рыбной отрасли
При этом речь напрямую идет о том, что ряд компаний надо лишить квот, рыбопромысловых участков, а, значит, возможности работать. Ощущение предстоящего передела бизнеса буквально висит в воздухе. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на Рыбацкую газету.
Весной Федеральное агентство по рыболовству заявило, что тщательно проверит, нет ли иностранцев среди владельцев российских компаний. Если зарубежные собственники обнаружатся, то деятельность таких предприятий будет ограничена. По данным ФАР, другие страны контролируют уже более половины вылова российского минтая.
Подобные речи мы слышим от представителей Росрыболовства уже не в первый раз. Вспомним, что сказал его глава Андрей Крайний во время визита на Камчатку еще в 2008-м: «Когда начнем наделять наши компании на Дальнем Востоке долями квот на 10 лет, будем внимательно смотреть, а не торчат ли в них «уши» из Гонконга. По нашим оценкам, сегодня 60 процентов вылова минтая у нас контролируют компании, которые находятся не в российской юрисдикции».
И вот доли квот были распределены, а ФАР, спустя почти четыре года, опять говорит о том, что 60 процентов вылова российского минтая контролируют иностранцы. Значит, наши чиновники не заметили «ушей из Гонконга» при распределении долей? А, может, за их словами кроется нечто большее, чем забота о национальных интересах?
Не менее грозно в последнее время звучат оценки рыбной отрасли со стороны Аппарата полпреда Президента в Дальневосточном федеральном округе (ДВФО).
16 мая полпред Виктор Ишаев потребовал: усилить государственный контроль в области рыболовства, оценить эффективность использования водных биологических ресурсов, предоставить анализ схем уклонения от налогообложения крупнейших организаций рыбной отрасли Дальнего Востока.
До 30 июня Росрыболовство должно представить полпреду развернутый анализ работы по расторжению договоров о закреплении долей квот с недобросовестными пользователями. Налоговые службы должны доложить результаты контроля валютных операций, проведенных рыбными предприятиями. Ряд задач поставлен Главному управлению МВД по ДВФО и пограничным управлениям.
Конечно, в рыбном хозяйстве работают не ангелы. Но почему различные ведомства, будто сговорившись, именно сейчас обеспокоились ситуацией в отрасли? При этом речь напрямую идет о том, что ряд компаний надо лишить квот, рыбопромысловых участков, а, значит, возможности работать.
Руководители предприятий предпочитают не обсуждать открыто этот вопрос. Но когда разговор принимает неофициальный характер, они признаются: многие фирмы сейчас попали под такой пресс проверок, какого еще не помнят. Проверяется все: налоговая отчетность, валютные операции, контракты, статистика импорта и т. д.
Наличие «иностранных собственников» – еще один хороший предлог, чтобы перетрясти на предприятии всю бухгалтерию. Тем более, трудно найти в этой сфере компанию, которая была бы полностью независима от зарубежья. Ведь если бы не иностранные кредиты, отрасль просто бы не выжила ни в 1990-х, ни в «нулевых», когда рыбные аукционы загнали наших рыбаков в долги.
При этом рыбопромышленникам делаются тонкие намеки: а не пора ли продать бизнес?
В цепь этих событий очень логично укладывается новость о приходе в рыбную отрасль Дальнего Востока компании «Русское море». Это одно из ведущих предприятий на российском рынке продуктов питания, которое работает по трем направлениям: производство готовой рыбной продукции, поставка охлажденной и свежемороженой рыбы и морепродуктов, аквакультура.
В марте - апреле 2012 года в ряде СМИ появились материалы о планах компании «Русское море». В частности, говорилось, что она планирует купить несколько рыбопромышленных предприятий, входящих в Ассоциацию добытчиков минтая (АДМ).
В ответ члены АДМ официально заявили, что не ведут с «Русским морем» подобных переговоров: «Мы считаем неэтичными, недостоверными и недобросовестными заявления генерального директора компании «Русское море» г-на Тарасова о поглощении или покупке наших предприятий и уверены в том, что акционеры компании «Русское море» дадут квалифицированную оценку этим заявлениям».
Меж тем, как сказал один из моих собеседников – руководитель крупной камчатской компании, «ощущение предстоящего передела рыбного бизнеса буквально висит в воздухе». Можно ожидать, что это ощущение перейдет в конкретные действия в самое скорое время. Ресурсы для такого масштабного «мероприятия» задействованы серьезные.