Рыбацкая общественность Дальнего Востока высказалась против второго этапа "квот под киль"
В Петропавловске-Камчатском прошел круглый стол "О проблемах распределения инвестиционных квот на пользование водных биоресурсов на Дальнем Востоке", организованный Общественной палатой РФ.
Участие в круглом столе, организованном комиссией Общественной палаты РФ по развитию АПК и сельских территорий совместно с Общественной палатой Камчатского края, приняли в режиме видеоконференцсвязи представители предприятий рыбохозяйственного комплекса дальневосточных регионов, региональных органов исполнительной и законодательной власти, верхней и нижней палат Федерального Собрания, Общественной и Счетной палат РФ, Минэкономразвития РФ, Минпромторга РФ, Росрыболовства. В режимах онлайн и офлайн на конференции собралось больше 50 специалистов.
Участники дискуссии обсудили необходимость комплексной оценки и анализа результатов первого этапа программы инвестквот, риски возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий и возможных негативных эффектов от запуска второго этапа программы с учетом сложившейся политической и экономической ситуации в стране. Еще одной темой для обсуждения стали необходимые условия для проведения дальнейшей работы по модернизации рыбохозяйственного комплекса и предложения по механизму ее стимулирования. В целом обсуждение касалось федерального законопроекта "О внесении изменений в Федеральный Закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных обиологических ресурсов".
Модератором круглого стола выступила заместитель председателя Общественной палаты Камчатского края Татьяна Михайлова.
"В апреле прошли нулевые обсуждения проекта закона об инвестиционных квотах второго этапа. Думали, что обсуждение снизит резонанс, будут заключения и наши предложения будут приняты. Но мы видим, что напряжение не снижается. Резонанс все больше вокруг этого закона. Он возрастает. И Камчатка как один из лидеров в стране по добыче водных биологических ресурсов, конечно, заинтересована в первую очередь в реализации этого закона", — сказала Михайлова.
Она поблагодарила всех участников круглого стола за внимание к проблеме.
"Общественная палата — это как раз та самая площадка, которая осуществляет взаимодействие, и где есть возможность обсудить самые животрепещущие вопросы межу представителями органами исполнительной государственной власти, между бизнесом и обществом", — сказала Михайлова.
О последствиях принятия законопроекта рассказал председатель общественного совета при Росрыболовстве, президент ВАРПЭ Герман Зверев.
"Последствия законопроекта очевидны. Для этого достаточно проанализировать опыт первого этапа. Приведу несколько примеров. Единственный положительный опыт первого этапа инвестиционных квот — это строительство 11 рыбоперерабатывающих заводов, на которых создано 2590 рабочих мест. У инвесторов в эти заводы не было никаких дополнительных требований, кроме строительства самого завода. Законопроект предусматривает такое требование — строительство рыбопромыслового судна. Давайте себе зададим вопрос: что было бы, если бы эти инвесторы были бы обязаны строить еще и рыбопромысловое судно. Ответ простой — ни один из 11 заводов действующих сейчас бы не работал. Ни один. А законопроект такое требование устанавливает", — сказал Зверев.
Он отметил, что негативный эффект будут иметь и аукционы.
"Коллеги в правительстве говорят, что это мера, которой могут воспользоваться все. Не так. По результатам крабовых аукционов 2019 года, а в них приняло участие 15 предприятий из более чем 100, совершенно очевидно, что 41 предприятие, квота крабовых которых составляет менее 500 тонн, принимать участие в этих аукционах не смогут, потому что они не получат адекватного банковского кредитования. Совершенно очевидно, что 43 МСП, включая 36 МСП, работающих на территории Камчатского края, не смогут принять участие в аукционах на моллюсков и на краба", — сказал глава ВАРПЭ.
По его словам "несвоевременный и нецелесообразный" законопроект приведет к монополизации отрасли. "Он резко затормозит развитие береговой рыбопереработки на Дальнем Востоке. Он приведет к резкому увеличению сверхконцентрации в рыбной отрасли за счет вымывания громадного количества МСП. Рыбная отрасль Дальнего Востока, которая на сегодняшний день является многоукладной, в которой действуют предприятия разного масштаба, придет к тому, что в ней будут действовать несколько гигантских групп, не привязанных к региону", — пояснил Зверев.
Рыбацкое сообщество Камчатки также считает, что не дана объективная оценка результатам первого этапа программы, не сделаны выводы по корректировке возможных негативных эффектов.
"Есть ли риски возникновения негативных социально-экономических последствий? Очевидно! Они лежат на поверхности. Помимо того, что санкции отражаются на экономике, отнимут у предприятия два раза квоты — выручка упадет, упадут зарплаты рядовых рыбаков, моряков. Как им жить?! Сейчас-то жить тяжело. Это опасность реальная. Это касается всего населения прибрежных территорий Дальнего Востока. От этого зависит жизнь, на это закручена вся экономика этих территорий", — подчеркнул директор по эксплуатации флота и транспорта АО "Океанрыбфлот" Галий Габдулин.
Он отметил, что современное российское производство не готово к импортозамещения в судостроительной отрасли.
"Необходимо подтянуть другие все производства, сопутствующие судостроению. Корпуса можно наварить, создать целую стоянку. Мы такое давным-давно наблюдали в Северной Корее. Там стояли у причала сотни траулеров. По архитектуре современных на то время. Но их нечем было насыщать. Ни оборудования, ни даже элементарных якорных цепей. А тут идет речь о строительстве судов XXI века, насыщенных самым современным оборудованием. Но иностранные наши партнеры обрубили (поставки оборудования) — наложен запрет. Временный, но может быть даже и постоянный. А отечественное производство у нас и было-то не очень, а сейчас вообще мы потеряли электрооборудование, поисковое, радионавигационное оборудование, гирокомпасы, компасы и все прочее. Прежде всего это подтянуть, а потом уже говорить о строительстве судов, о "квотах под киль". А этап ради этапа ни к чему хорошему не приведет", — сказал замглавы "Океанрыбфлота" — одной из крупнейших рыбопромышленных компаний Камчатки.
С мнением о втором этапе программы "квоты под киль" представителя камчатской рыбной промышленности согласился и президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области Максим Козлов.
"Для Сахалинской области указанный проект закона имеет особое значение. В целом сегодня на Курильских островах на промысле моллюсков работает порядка 38 предприятий, которые являются предприятиями МСП. Сегодня проектом закона указывается выставить 100% моллюсков на аукцион. Объем составляет порядка 25 тысяч тонн. И это не только объемы Сахалинской области, это объемы Камчатского края, Приморья… Из этих 25 тысяч тонн можно будет сделать только лишь пять лотов аукциона. Соответственно, все предприятия Курильских островов и Сахалина, а это порядка 40 предприятий, не смогут принять участие в указанном проекте. Они не будут участвовать в аукционах просто потому, что не смогут изыскать такой объем финансирования", — сказал Козлов.
Он отметил, что с одной стороны государство создает на Курилах и Сахалине особую экономическую зону, обсуждает развитие островов, а с другой стороны "забирает единственную работу у людей", которые проживают на этих территориях.
"А это порядка 2,5 тысяч человек. И, по сути, другой занятости на островах на сегодняшний день не существует. Для Сахалинской области это будут непоправимые социальные последствия. Каким образом мы будем говорить людям, что завтра у них работы просто не будет?! Людям нужно будет уезжать с островов в поисках иного места для зарплаты", — считает глава Сахалинской ассоциации рыбопромышленников.
Так же, как и остальных участников встречи, Козлова не устраивает скорость принятия законопроекта и отсутствие обсуждения с рыбацкой общественностью в регионах.
"Принятие в таком виде, без обсуждения, без нашей позиции этого закона приведет к катастрофическим последствиям для региона. А сегодня ни одно предложение от рыбаков в нем не учтено", — говорит Козлов.
Глава Ассоциации добытчиков краба Александр Дупляков также выразил глубокие сомнения по поводу реализации второго этапа программы инвестквот.
"У нас в ассоциации участвуют разные предприятия. Есть те, кто участвовал в аукционах, есть даже те, кто поддерживает аукционы. Но консолидированная позиция ассоциации — выступать против второго этапа. Что касается крабового сегмента Дальнего Востока, в прошлом году 68 компаний осуществляло промысел. И в случае реализации инвестиционного законопроекта 55 компаний либо полностью, либо частично потеряют квоты. Кто-то, может быть, останется, кто-то найдет работу. Но большая часть покинет эти отдаленные территории. И никто этого почему-то не видит и не хочет учитывать из разработчиков. К сожалению, правительство пренебрегло всеми рисками и направило этот законопроект в Государственную Думу. К сожалению, с большим напором этот законопроект идет, и есть опасение, что он будет принят. У инициаторов этого законопроекта одна цель — принять его как можно быстрее. Пока еще есть те успехи отрасли, которые были в прошлые годы. Пока еще можно говорить об инвестициях. Хотя уже теперь очевидно, что программа инвестиционных квот будет провалена", — сказал Дупляков.
Из всех выступающих на круглом столе "за" законопроект высказались лишь двое участников: представитель рыбопромышленного гиганта "НОРЕБО" — вертикально интегрированного холдинга из Мурманска (то есть компании как раз того типа, о котором предупреждал президент ВАРПЭ Герман Зверев: "действовать (в рыбопромышленной отрасли в случае принятия законопроекта) будут несколько гигантских групп, не привязанных к региону") и президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев.
По итогам круглого стола будет составлена резолюция. Рекомендации, выработанные в процессе обсуждения, планируется направить разработчикам законопроекта и в Государственную Думу РФ.
Фото: ИА KamchatkaMedia