Рыбакам закон написан…
Пятилеткой ударных перемен в рыбной отрасли выдались 2010 - 2015 годы. Мощное профильное лобби из дельцов большого бизнеса, депутатов и чиновников добилось продвижения практически всех законов, направленных на максимальное отстранение государства от контроля за стабильно растущими уловами. То, о чем мечтали настоящие хозяева путин и неводов, начиная с 1990-х годов, стало явью. Об этом сообщает dalekayaokraina.ru.
По данным Федерального агентства по рыболовству (ФАР или Росрыболовство), на 29 сентября 2015 года российскими рыбопромышленниками добыто 3 млн 388,6 тыс. тонн водных биоресурсов (ВБР), что на 218,9 тыс. тонн, или на 6,9% выше уровня прошлого года. Общий улов в Дальневосточном бассейне составил 2 млн 236,6 тыс. тонн, превысив уровень прошлого года на 79,8 тыс. тонн. На промысле минтая вылов увеличился на 89,8 тыс. тонн - до 1 млн 408,1 тыс. тонн.
Высокими показателями рыбопромышленники радуют себя не первый год, скромно оставляя без ответа вопрос: почему на российских прилавках морепродуктов заметно не прибавилось, а цена на них неуклонно растет? Речь даже не об икре и крабах, розничная стоимость которых уже давно не по карману рядовому потребителю, а о минтае и лососе - неотъемлемой части и без того скудного народного стола. А ведь, казалось бы, меры по импортозамещению, государственной поддержке отрасли должны были привести к другому результату.
История в принципе
Ключевые сражения за будущее отечественного рыболовства развернулись в нескольких сферах, многие из которых требовали серьезных изменений в федеральном законодательстве о рыболовстве. Долгосрочное закрепление квот на добычу ВБР за сложившимися участниками рынка, желательно без допуска на плодородную поляну новых игроков. Изменение статуса транспортных судов, доставлявших улов из районов промысла - их предлагали вывести из Росрыболовства в Минтранс, чтобы они не проходили контрольные точки в море на ставки налога на пользование биоресурсами, экспортные пошлины на ВБР ветеринарный и пограничный контроль. Кардинальное изменение правил прибрежного лова и закон об аквакультуре.
Были и продолжаются еще и другие телодвижения, но это, скорее, меры по усилению позиций большого рыбного бизнеса, а вовсе не в интересах простых тружеников моря и массового российского потребителя.
Главные из выстраданных за годы нововведений касаются принципов разделения прибрежного и промышленного рыболовства. С 2018 года появится единая квота, закрепленная на 25 лет, по которой будут рассчитываться доли. Она подразумевает масштабное обновление промыслового флота, который сегодня настолько в большинстве своем дряхлый, что не только о будущем отрасли и качественной переработке рыбы в море, но и об элементарной безопасности рыбаков говорить не приходится. Мнения по этому поводу кардинально разделились.
- Важно, что мы сохранили исторический принцип распределения долей квот и при этом увеличили срок их закрепления на 25 лет - это большой прорыв, - заявил на стадии подготовки проекта изменений в закон, в марте 2015 года, глава Росрыболовства Илья Шестаков, подводя итог двухлетней дискуссии, которая велась на региональном и федеральном уровне.
Однако идя навстречу пожелания профильного лобби застолбить рыбные места на четверть века, правительство предложило простимулировать за счет этого обновление рыбодобывающего флота и производственных мощностей. Одна из мер - повысить порог освоения квот с 50% до 70% для повышения эффективности добычи водных биоресурсов. Обязав при этом пользователей осваивать не менее 70% объема квоты на собственных рыбопромысловых судах или на судах, приобретенных по договору лизинга, сведя до минимума таким образом возможность сбывать квоты на сторону. А этот процесс стал настолько обыденным, что в профессиональной среде даже появился устойчивый термин «рыбные рантье». Насколько это болезненная тема, говорят следующие данные.
В мае 2014 года на совещании в Магадане, посвященном перспективам развития рыбохозйственной отрасли с участием председателя правительства Дмитрия Медведева привели статистику Росрыболовства, согласно которой в России насчитывалось более 300 рыбных раньте. Как пояснялось, по большей части это «рыбные бароны», распродавшие флот и припеваючи живущие за счет спекуляции правами на вылов «исторически» выделенных им квот. В частности, на Дальнем Востоке, где распределяют 2/3 долей общероссийской добычи ВБР, в числе рантье оказались крупнейшие держатели квот. По оценкам экспертов, утверждает информационно-аналитическое издание «Провэд», на их переуступке в общей сложности рантье зарабатывают до 4 млрд руб. в год. По этой схеме ежегодно вылавливается минимум 420 тыс. тонн рыбы - около 10 % всего российского улова.
Примечательно, что на этом совещании премьер-министру предложили аннулировать квоты компаний, два года подряд выбирающих менее 70 % разрешенного объема и перераспределять их через аукционы. Идея не прошла, а вот исторический принцип раздачи квот на 25 лет, похоже, станет основной особенностью российской рыбалки, хотя были и весьма серьезные возражения.
Однако против этого механизма выступает Федеральная антимонопольная служба, считая, что он не дает возможности выхода на рынок новых игроков.
- Чтобы начать вылов, новичкам приходится выкупать компании, обладающие квотами, а это позволяет предпринимателям - держателям квот завышать цены на свой бизнес, – заявил на совещании руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.
На что Минсельхоз, в чьем ведении находится Росрыболовство, ответил, что «исторический принцип» способствует декриминализации рыбной отрасли, повышению ее инвестиционной привлекательности и увеличению объемов вылова. Данная позиция весьма последовательная, по многочисленным просьбам бизнес-общественности, с января 2009 года срок действия квот был увеличен с пяти до десяти лет, и вот теперь - до 25 лет. Что, по мнению рыбодобытчиков, положительно скажется на долгосрочном планировании, инвестиционной привлекательности отрасли и облегчит доступ к кредитным ресурсам. А главное, рыбачить и дальше, не опасаясь возможной конкуренции в этом вопросе.
При этом, кстати, в Росрыболовстве считают, что до четверти рыбопромышленных компаний до конца 2015 года могут лишиться квот на вылов рыбы. Под прицел попали компании с иностранным участием, не получившие одобрения правительственной комиссии по иностранным инвестициям. Отвечая на вопрос «Интерфакса», сколько компаний могут уйти с рынка после принятия этого документа, Илья Шестаков сказал: «В целом можно оценить эту долю рынка где-то в 20-25 %. В настоящее время проект постановления проходит процедуру межведомственного согласования. Мы видим достаточно большие сложности, но мы их преодолеем, поскольку необходимо наводить порядок с тем, чтобы наши ресурсы не уходили бесконтрольно за рубеж, минуя российские порты».
Заводы и пароходы
О самом больном - крайне изношенных производственных мощностях рыбной отрасли, государственной поддержке и создании комфортных условий для бизнеса говорил на августовском совещании в Камчатском крае новый министр сельского хозяйства, с чьим именем эксперты связывают ускорение законодательных реформ промышленного рыболовства. Место встречи было выбрано не случайно.
- Камчатка лидирует по объемам вылова рыбы на уровне всей страны, - напомнил Александр Ткачев. - Это радует, здесь есть хороший прогресс, перспективы, потенциал и новые возможности. Но есть и проблемы, и во многом они схожие с другими дальневосточными регионами. Это низкая капитализация, высокий износ основных фондов. Не модернизируя производство, не внедряя новые технологии, мы не сможем снижать издержки и стоимость нашей продукции, не сможем быть конкурентоспособными. Кризисные явления и курс на импортозамещение дали толчок развитию сельского хозяйства в стране. Мы можем на 95 % обеспечить жителей страны продуктами питания, произведенными в России. Это касается и рыбной отрасли. Мы должны развивать и стимулировать предприятия рыбной отрасли, которые вкладывают средства в береговую переработку, думают о снижении издержек и собираются работать открыто. Базовая роль Министерства сельского хозяйства заключается в поддержке аграрного и рыбного бизнеса, создании условий и предпосылок для развития через субсидирование процентных ставок, создание логистических центров.
Главу Минсельхоза услышали, но согласились не со всеми его доводами. Сайт правительства Камчатского края привел фактическую перепалку рыбацкой бизнес-общественности с чиновниками по целому ряду вопросов.
- В основном вопросы рыбаков касались тех новаций, которые Росрыболовство сегодня готовит по внесению изменений в действующий закон «О рыболовстве». Это квоты под киль, исторический принцип и прочее. И мне приятно, что сегодня и в Министерстве, и в Росрыболовстве позиции рыбаков во многом поддержаны, - сказал глава региона Владимир Илюхин. - Состоялся, на мой взгляд, очень откровенный разговор, и он на пользу всем сторонам процесса… Здесь сегодня есть мнение и рыбацкого сообщества, есть мнение Министерства и Росрыболовства, там не всё совпадает в принципе. Мы сохраняем исторический принцип, это очень важно, а то, что касается «квот под киль» – это вопрос спорный. Он касается большого количества рыбацких коллективов. Не у всех сегодня одинаковые условия для того, чтобы можно было эти принципы применять. Уверен, что в рамках обсуждения этих новаций какая-то «золотая середина» обязательно будет найдена, в том числе с учётом интересов государства.
А министр рыбного хозяйства края Владимир Галицын обратил внимание руководства Минсельхоза на необходимость закрепления прибрежных квот за прибрежными предприятиями. Его поддержали рыбопромышленники, опасающиеся нововведений с однозначным уклоном на модернизацию основных фондов.
- Мы выступили против и написали свои возражения. Закон в корне меняет концепцию, которая была гарантирована действующим законом, - заявил председатель союза рыбопромышленников Камчатки Сергей Тимошенко. - Если вступят в силу статьи закона, Камчатка потеряет 30% квот. У нас итак 40 предприятий ушло, они увели 140 тысяч тонн квот в другие субъекты. В этом случае ни о какой перспективе, ни о закреплении людей здесь не может быть речи. Закон нужен, без сомнения, необходимость изменений назрела. У нас есть предложения по совершенствованию законодательства, но не такие радикальные.
- Мы говорим о сохранении исторического принципа. Мы говорим о том, что мы на 25 лет должны принять четкое решение, - стоит на своем Илья Шестаков. - Флота гораздо больше, чем ресурсов, но половину надо списывать, его не нужно модернизировать, нужно новый современный флот строить. Мы предлагаем стимул для промышленников.
Те в свою очередь напирают на то, что в стране недостаточно верфей, способных строить современный рыбопромысловый флот.
- В течение года обсуждался вопрос о том, чтобы обязать судостроительные компании разработать проекты судов под все виды промысла. Но никто не предложил ничего пока, - сказал директор рыбопромышленной компании «Ямсы» Михаил Галахин.
В Росрыболовстве заверяют, что при распределении квот предприятия, которые с 2008 года обновляли и модернизировали свой флот, получат тот же объем квот.
- Предложение Росрыболовства заключается в следующем: квоты останутся, но введено новое понятие: квоты государственной поддержки. Это дополнительные квоты для тех, кто будет строить суда на российских верфях, - пояснил заместитель руководителя ФАР, экс-депутат приморского парламента Петр Савчук.
Спорят не только на Камчатке. По данным профильного издания Fishnews, среди представителей рыбной промышленности в разных регионах предложение о выделении «квот господдержки» под новые суда с российских верфей вызвало резкую критику. В рыбохозяйственных объединениях отмечали, что это не поможет обновлять флот и развивать судостроение, а лишь приведет к переделу в отрасли. И, похоже, доводы Шестакова о том, что предложенные законодательные изменения - это не административные рычаги, а экономические стимулы «для тех ответственных компаний, которые понимают необходимость развития», их не убеждают. Возможность заполучить рыбное место на 25 лет - одно, а обновлять суда и рыбопереработку на берегу - увольте.
Без границ
Успехом увенчались и усилия рыбного бизнеса по упрощению государственного контроля для судов. Подарок к новому году преподнес лично президент, подписав федеральный закон об уведомительном пересечении границы для отечественных судов, используемых в целях рыболовства.
По новому закону, убывая из отечественных портов или морских терминалов, они могут неоднократно пересекать госграницу без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля. Fishnews уточняет, что при этом необходимо уведомление пограничных органов о намерении перейти через границу и передача данных о нахождении судна и должны быть установлены технические средства контроля местоположения судна.
Кроме того, российский флот, который прошел погранконтроль при убытии с территории РФ, может неоднократно пересекать границу без прохождения пограничного, таможенного и других видов контроля на основании разрешения пограничных органов для перегрузки в 12-мильной зоне уловов водных биоресурсов и продукции из них, добытых в районах, определенных правительством, и подлежащих доставке на территорию РФ. Такая возможность предусмотрена для случая, когда неблагоприятные гидрометеорологические условия не позволяют осуществлять перегрузку за пределами территориального моря.
Ну, погода в данном случае явно не проблема! Тут ведь какая идея еще с 2011 года обсуждается: передать транспортные суда, занимающиеся перевозкой выловленной в исключительной экономической зоне России рыбы из ведения Росрыболовства Минтрансу. Это позволило бы вывести их из-под спутникового мониторинга - прохождения контрольных точек, ведущегося в целях борьбы с браконьерским ловом и контрабандным экспортом морских биоресурсов. Следовательно, суда-рефрижераторы смогут после перегрузки рыбопродукции направляться куда угодно, да хоть в порты Китая, Кореи, Японии, безо всяких государственных контрольных и надзорных процедур госорганами. Пока тему не пробили, можно по закону и плохой погоды подождать, чтобы перегрузить улов, «подлежащий доставке на территорию РФ». Например, на иностранные суда.
Такие изменения в законодательстве о прибрежном рыболовстве существенно облегчили бы бесконтрольно экспортировать и уловы прибрежной рыбалки. Для чего, как сообщало PrimaMedia, ряд дальневосточных компаний, в том числе и ЗАО «Гидрострой», 100% акций которого принадлежат сенатору от Сахалина Александру Верховскому, уже предпринимали попытки фрахтовать для перевозки экспортных партий иностранные суда. Тогда российским надзорным ведомствам удалось настоять на аттестации иностранных судоперевозчиков по российским правилам, несмотря на упорное сопротивление ряда рыбопромышленных субъектов Дальнего Востока. Но кто сказал, что дышло закона нельзя развернуть в нужную сторону? На кону - большие деньги, при доставке ВБР на российский берег работать сегодня работать приходится «по-белому», а «серые» и «черные» экспортные схемы позволяют избежать налоговых и таможенных платежей в бюджет РФ, поскольку доходы промышляющих таким способом компаний оседают на зарубежных счетах, преимущественно в оффшорах.
По данным PrimaMedia, авторы законопроекта «по прибрежке» - сенаторы Геннадий Горбунов, Александр Верховский, Борис Невзоров, депутаты Государственной Думы Георгий Карлов и Ирина Яровая. Как предполагает агентство, «многие из «авторского коллектива», имеют большие коммерческие интересы в крупных рыбодобывающих компаниях региона».
Реальные пацаны
И вот уже проблемные вопросы, возникающие при осуществлении рыболовства и государственного контроля в сфере охраны водных биоресурсов, и пути их решения обсудили 12 сентября 2015 года на межведомственном совещании Федерального агентства по рыболовству и ФСБ России.
- Особую актуальность вопросы взаимодействия между Росрыболовством и ФСБ России приобретают в связи с поручениями Президента Российской Федерации, данными в ходе Дальневосточного экономического форума и принятия федерального закона «О свободном порте Владивосток», - заявил Илья Шестаков, отметив, что достигнутый за последние годы уровень взаимодействия между ведомствами обеспечивает эффективность выполнения государственных задач, а также подчеркнул важность встречи, на которой необходимо решить вопросы по снятию излишних барьеров для рыбаков.
По словам главы Росрыболовства, есть ряд проблем, создающих для рыбаков барьеры, которые условно можно разделить на четыре группы. Среди них - обеспечение выполнения рыбаками правил пограничного режима; осуществление рыболовства маломерными судами; контроль рыболовства в море и пересечение государственной границы, внешней границы исключительной экономической зоны и обеспечение доставки уловов в морские порты.
Что мы получим на выходе, пока можно только догадываться, но по итогам совещания решено создать рабочую группу из представителей Росрыболовства, Минсельхоза и погранслужбы ФСБ России, которая оперативно обобщит все проблемные вопросы и разработает план мероприятий по их решению. Хотя у рыбаков из высоких кабинетов своя твердая точка зрения на это давно сложилась.
- Экспортная направленность рыбного бизнеса в России неизбежна, - считает президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев. - Развитие экспортного потенциала Дальнего Востока путем снижения госконтроля экспорта рыбопродукции - реальный способ создать современную индустрию по переработке.
И, похоже, для отдельных представителей реального сектора, неважно, где - в России или на чужом берегу.
Туда - сюда - обратно
С 1 января 2014 года вступил в силу закон «Об аквакультуре». В соответствии с ним рыбоводные хозяйства являются собственниками объектов аквакультуры, если иное не предусмотрено федеральными законами. Плюсы и минусы закона видятся с разных позиций. С одно стороны – новые рабочие места, насыщение внутреннего продовольственного рынка. С другой - новые возможности бесконтрольного экспорта водных биоресурсов.
- Депутатский корпус прошлого и нынешнего созывов уделяет большое внимание развитию аквакультуры, - говорит спикер краевого Законодательного собрания Виктор Горчаков. - Конечно, пока цифры, которые характеризуют объемы производства аквакультуры в Китае и других странах АТР, во много раз больше, чем у нас. Хотя, как утверждают специалисты, наши моря по своим биологическим показателям не хуже, а, может быть, даже лучше, чем у наших соседей. Поэтому условия для разведения аквакультуры, которые есть в Приморье, позволяют выращивать продукт более биологически богатый. Развитие аквакультуры в Приморье очень перспективно, но эту отрасль необходимо всячески поддерживать.
Все бы хорошо, да ст. 18 закона «Об аквакультуре» предусматривает очень серьезные изменения в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов». Это уже не гребешки и трепанг, выращенные в садках, а добро для участников прибрежного лова производить продукцию на своих судах и перегружать ее прямо в море, чего раньше делать было нельзя. Куда дальше она отправится - в Россию или на более выгодные рынки, сказать сложно: бизнес, ничего личного.
- Если закон вступит в силу, то «рыбные короли» Дальнего Востока смогут увеличить объемы экспорта своего бизнеса, а также его принятие приведет к очередному витку коррупции, сокращению налоговых поступлений и контрабанде в рыбной отрасли, - заявил AmurMedia накануне принятия закона руководитель приморского регионального отделения партии «Яблоко» Николай Марковцев.
Тогда же и координатор морской программы Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Константин Згуровский выразил опасение, что принятие этого закона может выйти боком для рыбных запасов Дальнего Востока: рыбодобытчики начнут строить рыбоводные заводы только для увеличения собственных квот, но не для воспроизводства лососей.
К чему приведет очередная либерализация рыболовного законодательства, покажут ближайшие три-пять лет. Но прикинуть можно. PrimaMedia приводит пример того, к чему привели подобные вольности, до поры в обход закона, на Камчатке. Из общей квоты на вылов ВБР 56 % не было доставлено на территорию края для переработки и в лучшем случае, вывезено в Приморье для переработки с последующей отправкой за границу, в худшем - напрямую в порты Китая, Кореи, Японии. А заводов по рыбопереработке с 2009 года на Камчатке стало меньше в разы, регион покинули квалифицированные кадры. Рыболовецкие компании, освободившись от обязанности доставлять улов на побережье, не модернизировали процесс хранения и перевозки рыбы-сырца.
И никакой гарантии, что под прикрытием закона не будет происходить то же самое, только в значительно больших объемах, нет.