Рыбаки протестуют против лицензирования медицинской деятельности в рыболовных компаниях
Аргументы Союза приводятся ниже.
1. ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лизензировании отдельных видов деятельности" .
Указанный закон определяет перечень видов деятельности, которые подлежат лицензированию. Так, согласно , п.п.46 п. 1 статьи 12 закона лицензированию подлежит "...медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
2. Постановление Правительства РФ от 22.01.2007 года № 30 "Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности".
Порядок лицензирования медицинской деятельности регламентируется Постановлением Правительства РФ "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности " от 22 января 2007 года № 30 (далее Положение). Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, подлежащих лицензированию, утвержденный указанным выше Постановлением Правительства Российской Федерации, насчитывает более 200 наименований видов медицинской деятельности. Согласно пункту 4 Положения, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно- поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению к Положению.
Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются, например, такие требования как :
- наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, обрудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг) ;
- наличие у руководителя или заместителя руководителя юридического лица - высшего профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет и др.
То есть руководить предприятием, занимающимся рыбным промыслом, должен врач?
Таким образом, по - нашему мнению, у Роспотребнадзора нет оснований для требований, а у комитета по лицензированию нет оснований для выдачи лицензии на медицинскую деятельность предприятиям, занимающимся рыбопромысловой деятельностью, т.к. предприятия-судовладельцы не соответствуют лицензионным требованиям и условиям при осуществлении медицинской деятельности. Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам помещений, оборудования и иного имущества, которое предполагается использовать на судне в помещениях амбулатории, лазарета и изолятора, это всего лишь одно из условий для получения лицензии обязательное, но не достаточное.
Таким образом, данные требования никак не могут быть применимы к предприятиям, основным видом деятельности которых является "Вылов рыбы и водных биоресурсов в открытых районах Мирового океана и внутренних морских водах".
Исходя из смысла понятия "Медицинская деятельность" - это деятельность, связанная с оказанием медицинских услуг населению.
Кроме того, гражданско-правовые отношения, связанные с оказанием медицинских услуг, делятся на две группы. Первую группу объединяют правоотношения, возникающие в системах обязательного медицинского страхования (ОМС) и дополнительного медицинского страхования (ДМС). Статья 4 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" регламентирует, что медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования , где в качестве субъектов медицинского страхования выступают гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение. Таким образом, оказание медицинской помощи, как в системе страховой медицины, так и при непосредственном обращении пациента в медицинское учреждение (к врачу) должно оформляться общей юридической формой - договором оказания медицинских услуг, который является основным гражданско-правовым инструментом охраны прав граждан при получении ими медицинской помощи.
Исходя из смысла приведенных выше норм законодательства явно следует, что применение этих основ не подразумевает оказания медицинских услуг на судах рыболовного флота Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского Кодекса РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Основным видом деятельности рыболовного предприятия, направленным на получение прибыли, является добыча водных биоресурсов.
3. СП 1814-77 "Санитарные Правила для морских судов промыслового флота СССР /СП2641-82 "Санитарные правила для морских судов".
Нахождение на судах врача является требованием Санитарных правил для морских судов промыслового флота СССР, утвержденных 22.12.1977 года, а не самостоятельным видом предпринимательской деятельности .
Согласно указанных Правил на судах, с количеством членов экипажа от 40 до 100 человек должен быть один врач. Обязанности врача на судне определены "Уставом службы на судах флота рыбной промышленности РФ.
Фактически, никакой лечебной деятельностью судовой врач не занимается. Каждый врач имеет свою узкую специализацию и не сможет диагностировать у моряка заболевание, не относящееся к его специализации.
Моряки выходят в плавание с действующей медицинской комиссией и реально помощь медицинского работника может потребоваться только при несчастном случае или при простудных заболеваниях. Согласно указанных Правил на судах, с количеством членов экипажа от 40 до 100 человек должен быть один врач. Обязанности врача на судне определены "Уставом службы на судах флота рыбной промышленности РФ».
В настоящее время суда СРПС не работают в отдаленных районах промысла, не ведут экспедиционный лов и всегда есть возможность при необходимости оказания экстренной помощи моряку, вызвать вертолет береговой охраны и доставить человека в госпиталь. Наличие на судне врача необходимо только для того, чтобы информировать Судовладельца о принятии экстренных меры госпитализации моряка с судна и направление для оказания первой медицинской помощи - в экстренных случаях - в ближайший госпиталь с помощью вертолетов береговой охраны, или, если не требуется неотложная помощь, первой оказией отправить в порт Мурманск.
4. СанПин 2.1.3. 2630-10 "Санитарные эпидемиологические требования к организациям , осуществляющими медицинскую деятельность", утвержденные Постановлением от 18.05.2010 г. № 58.
Буквальное прочтение и толкование статей СанПиНа 2.1.3.2630-10 говорит о том, что данные требования не имеют отношения к деятельности наших предприятий.
Так, например, в статье 1 п. 1.1.,1.2. СанПинНа 2.1.3.2630-10, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее санитарные правила) устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, условиям труда персонала. организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность; в статье 2 , п. 2.1. "Требования к размещению и территории лечебно-профилактических организаций (ЛПО) ". ЛПО размещают на территории жилой застройки, в зеленой или пригородной зонах..» . Из приведенных и других статей СанПина следует, что указанный в письме СанПиН 2.1.3.2630-10 относится к стационарным береговым медицинским учреждениям.
На наш взгляд, противоречие позиции Роспотребнадзора состоит в том, что они полагают, что одновременно к предприятиям рыбопромышленного комплекса применимы СанПин 2.1.3.2630-10 "Санитарные эпидемиологические требования к организациям , осуществляющими медицинскую деятельность" и СП 1814-77 "Санитарные правила для морских судов" .
В любой области законодательства есть оговорки для различных отраслей промышленности. Невозможно установить единые правила абсолютно для всех, так как существует специфика деятельности в каждой отрасли.
Так, например, есть отдельная глава для рыбодобывающих предприятий в Налоговом Кодексе РФ; в Трудовом Кодексе есть ссылки на отраслевые положения касательно охраны труда. Полагаем, законодатель не случайно ввел в действие отдельные Санитарные правила для судов рыбопромыслового флота, полагая, что эту деятельность нельзя равнять с деятельностью в стационарных медицинских учреждениях.
Кроме того, законодательно за всю деятельность юридического лица отвечает директор: оно несет и административную ответственность, и в определенных случаях - уголовную. Таким образом, в том, что для получения лицензии на право занятия медицинской деятельностью может получить предприятие, руководителем которой является врач, со стажем работы не менее 5 лет, есть абсолютная логика и смысл. И аналогичные требования к рыбопромысловым предприятиям выглядят абсолютно абсурдными.
На основании вышеизложенного, СРПС полагает, что требования Роспотребнадзора по Мурманской области получения лицензий на медицинскую деятельность для компаний, имеющих рыбопромысловые суда с экипажами более 40 человек, не основаны на нормах действующего законодательства, а поэтому незаконны. Более того, получив лицензию предприятия станут постоянным источником проверок и различных указаний в части совершенствования медицинской деятельности, что приведет к дополнительным затратам, которые неизвестно еще будут ли отнесены на затраты предприятия.