Рыбаки считают развитие судоремонта приоритетом развития отрасли и всего Дальнего Востока
Крупнейшее объединение рыбаков России и профильная Комиссия РСПП последовательно выступают с инициативами по возрождению смежной отрасли.
Модернизации судоремонта на Дальнем Востоке в последние годы уделяется повышенное внимание на уровне президента России и правительства. По итогам визита в Петропавловск–Камчатский в сентябре 2022 года Владимир Путин поручил подготовить предложения по созданию судоремонтного кластера на Камчатке, так как «это будет способствовать закреплению людей за этими территориями, внедрению новых технологий, качеству рабочей силы и производства, уровню заработной платы». С инициативами по развитию судоремонтных мощностей внутри страны неоднократно выступало рыбацкое сообщество. Консолидирующую роль взяли на себя Всероссийская ассоциация рыбопромышленников (ВАРПЭ) и Комиссия РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре (Комиссия РСПП), возглавляемые Германом Зверевым. Одно из последних предложений касается доработки законодательной базы по нулевому НДС.
Ранее нулевой НДС действовал для ремонта в России морских судов, судов река–море и судов внутреннего плавания, но распространялся только на техобслуживание и на незначительные работы по ремонту судов, не выводимых из эксплуатации в целях ремонта. При этом для ремонта в доках и на судоверфях, а также в отношении судов, не выведенных из эксплуатации и стоящих у причалов верфей, а не портов, применялась ставка НДС в 20%. Глава ведущего объединения рыбаков России, председатель профильной Комиссии РСПП Герман Зверев на стадии обсуждения и принятия закона обращал внимание, что обнуление НДС для судоремонта – эффективная мера поддержки этого сектора, но при тщательной проработке подзаконной базы к нему.
В июне 2023 года федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодека РФ» вступил в силу. Он предусматривает обнуление НДС при условии заключения семилетних инвестиционных соглашений с Минпромторгом и Минфином. Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин 1 декабря направил в адрес Минфина и Минпромторга предложения по доработке приказа Минпромторга об условиях применения к судоремонтным предприятиям нулевой ставки НДС. В основе предложений рекомендации профильной Комиссия РСПП, сообщает Коммерсант.
Как прокомментировал деловому изданию председатель Комиссии РСПП, президент ВАРПЭ Герман Зверев, «мы последовательно выступаем за развитие судоремонтного потенциала внутри страны и считаем это одной из важнейших задач развития рыболовства, особенно с учетом возникших проблем с ремонтом флота в ЕС и повышением стоимости услуг азиатских заводов. Поэтому 24 октября комиссия провела широкое обсуждение правоприменительной практики закона о нулевом НДС для судоремонта».
Как сообщалось ранее, в данном заседании по приглашению Германа Зверева приняли участие представители Госдумы, Минпромторга, Минфина, Минвостокразвития, Росрыболовства, органов исполнительной власти Камчатского края, Магаданской и Архангельской областей, эксперты судостроительного сектора и представители рыбопромышленных предприятий.
По словам Германа Зверева, «участники комиссии обратили внимание на отсутствие правовой определенности условий инвестиционных соглашений, слишком короткий срок решения по их заключению (один год), а также недостаточный для окупаемости инвестиций срок их действия (семь лет). Все это в комплексе с необходимостью единовременного изъятия из оборота 20% средств серьезно ограничивает возможности МСП в использовании меры поддержки. С учетом острой необходимости создания в России сильной судоремонтной базы мы разработали пакет изменений в приказ Минпромторга №2977 от 16.08.2023».
«Среди основных изменений – продление сроков заключения соглашения (после 31 декабря 2024 года), возможность заключения соглашения с новыми предприятиями, работающими на рынке менее 3-х лет и подтверждения опыта и квалификации получателей меры господдержки документами классификационного общества, а также увеличение срока действия соглашений с 7 до 15 лет. В общей сложности пакет содержит девять предложений», – добавил глава профильной Комиссии РСПП.
Кроме того, рекомендации Комиссии РСПП включают предложения по расширению перечня мероприятий, на которые могут быть направлены инвестиции, например, на обучение персонала, погашение займов и кредитов на пополнение оборотных средств, закупку программного обеспечения, внедрение технологий.
По данным ВАРПЭ, внутри страны в основном ремонтируют малотоннажные сейнеры, а вот в сегментах средне– и крупнотоннажных, а также транспортных судов услугами отечественных судоремонтных верфей пользуется менее половины рыбопромышленников. «Только в 2020 году статистическая стоимость ремонта 62 российских судов в Республике Корея и Китае превысила 107,5 млн долларов. Такие деньги могли бы идти в российскую экономику, но из-за сложившейся в секторе ситуации «уплывают» за рубеж», – рассказывал в интервью «Российской газете» Герман Зверев.
Значение судоремонта для Камчатки он понимает, как никто другой, поскольку сам родился и вырос на полуострове и хорошо помнит, что в советское время это была системообразующая отрасль экономики. Целые кварталы в городе названы по названию предприятий: судоремонтная верфь (СРВ), рядом жестяно-баночная фабрика (ЖБФ). Как говорят сами моряки, невозможно, идя мимо берегов Камчатки, не зайти в Петропавловск–Камчатский. «Петропавловск-Камчатский расположен в самой выгодной локации по отношению к двум главным промысловым районам – охотоморскому и беринговоморскому. Это дает ему огромное преимущество перед иностранными конкурентами. За счет сокращения расходов на переходе судна из Петропавловска-Камчатского или из других мест в Пусан судоремонт на Камчатке экономически более привлекателен», – считает Герман Зверев.
Комиссия РСПП и ВАРПЭ последовательно выходили с инициативами по развитию судоремонтного потенциала в России, о чем не раз писали федеральные и региональные СМИ. В 2019 году на площадке Комиссии РСПП были разработаны предложения по технологическому развитию этого сектора. Летом 2021 года Коммерсант сообщал, что ведущая отраслевая ассоциация рыбопромышленников России направила в Минпромторг предложения по разработке и принятию программы развития судоремонтных мощностей до 2030 года, которая предусматривает создание на Камчатке центра комплексного обслуживания рыбопромыслового флота стоимостью 15 млрд рублей.
«Программа включает комплекс мероприятий и мер государственной поддержки, в частности, создание в рамках национального проекта «Производительность труда» центров подготовки специалистов судостроения и судоремонта, а также предоставление грантов на приобретение и возведение доков. Если проект будет успешно реализован, Камчатка получит до пяти миллиардов рублей добавки в региональный валовый продукт ежегодно, то есть в пять раз больше, чем сейчас», – рассказал подробности инициативы деловому изданию Герман Зверев.
Отметим, что предложение по созданию в Камчатском крае судоремонтного кластера, удовлетворяющего запросы рыбохозяйственного комплекса и обеспечивающего получение качественных современных судоремонтных услуг, вошло в проект «Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Камчатского края на период до 2035 года». Целевые ориентиры по судоремонту на 2035 год – это 40–70 средне– и крупнотоннажных судов и 100% потребности малотоннажных судов в год. На первом этапе разработки обновленной стратегии по приглашению губернатора Камчатского края Владимира Солодова подготовку аналитических материалов и расчетов выполняли эксперты ВАРПЭ.
«Подход к разработке Стратегии был очень правильным и скрупулезным. В течение почти полугода группа под руководством Германа Станиславовича Зверева собирала аналитический материал, при этом были проведены десятки консультаций с разными группами. Стратегия носит комплексный характер. Мы смотрим на рыболовство расширенно: мы включаем и судоремонт, потому что именно рыбаки являются его основными пользователями», – прокомментировал работу над документом глава региона.
Отметим, что на фоне экономических санкций в отношении России, а также в рамках реализации механизма «квоты в обмен на инвестиции», в рамках которого в ближайшие десять лет в России должно завершиться строительство суперсовременного промыслового флота, актуальность предложений Комиссии РСПП и ВАРПЭ по комплексному развитию судоремонтного сектора только возрастает.