Рыбаки сдают корюшку по 15 рублей, а в Петербурге она стоит уже пятьсот | ВИДЕО
Бум на корюшку в Петербурге прошел традиционно: с именным праздником, запахом свежего огурца в воздухе и бешеными ценниками. А ведь чиновники-оптимисты прогнозировали, что в десятидневную весеннюю путину из одного только Ладожского озера выловят 1100 тонн корюшки - на триста больше, чем в прошлом году. И надеялись на демократичную стоимость. Ожидания подогревали слухи, что корюшку рыбаки сдают на переработку по три рубля за килограмм, а с комбинатов ее отпускают за десятку. Об этом сообщает https://www.fishnet.ru/ со ссылкой на КП.
Но вот косяки пришли в устье Волхова на нерест и чудовищно расстроили промысловиков. Артели в Новой Ладоге путину провели вяло. Ставили специальные сети - мережи - и вынимали с корюшкой киллограммы целлофана. Бывало, возвращались к берегу с ящиком-другим улова. Бранили грязнющее озеро. Винили предприятия по берегам рек, бесстыже сливающие отходы.
Рыбаки, по сути, отработали в убыток. Заправка одного суденышка на десять дней - это примерно сто тысяч рублей. А еще траты на снасти, ремонт, покупку лицензии на вылов, зарплата экипажу из пяти человек. В мелких артелях, на которые после развала Союза разбился рыболовецкий колхоз-миллионер имени Калинина, простаивали пароходы.
- Раньше корюшки было - не продохнешь, - вспоминает артельщик Владимир. - А теперь нет рыбы. Куда уходит, не знаем. Мальков, как когда-то, никто не разводит. Из наших трех судов одно на приколе стоит. Невыгодно гонять по Ладоге вхолостую. Да и вида улов нетоварного. Снулая какая-то корюха, хиреет.
Накрутка в тысячу процентов
Мало товара - стоимость выше. Отпускную цену первой отборной корюшки назначали по 220 рублей, чтобы выйти в плюс. На рынках Петербурга ее продавали по семьсот. Сейчас мелкую отдают по пятнадцать за килограмм. В новоладожских магазинах ее сбывают уже вдвое дороже, а в Северной столице накрутка десятикратная.
К короткому сезону корюшки перекупщики так и липнут. Рыба до обывателя кочует по посредникам. Бизнес-цепочку, кажется, государство совсем не регулирует. Ограничений по наценке нет. Раньше, говорят, магазинам разрешали накручивать от пятнадцати до сорока процентов.
Пока корюшка доходит до потребителя, она дорожает в пять - десять раз.
- Начинающие предприниматели, например, берут у нас вяленую рыбу по 120 рублей за килограмм, - поясняет сотрудница артели Ирина, которая занимается посолом и вялкой. - Фасуют и распространяют по торговым сетям. Вы покупаете рыбу за пятьсот рублей, а то и дороже.
По сравнению с прошлым годом увеличилось количество предприятий, добывающих рыбу на Ладоге, - их стало 44. Но парадокс: промысловые объемы катастрофически падают.
Улов невелик. Некоторые рыболовецкие суда стоят на приколе. Отправлять их за добычей невыгодно.
ДРУГАЯ ВЕРСИЯ
Злодейка из Красной книги
В скудных уловах и дороговизне винят также занесенную в Красную книгу кольчатую нерпу. Ее запустили в Ладогу для размножения. Озеро для нерпы - рай. Следует за рыбаками и пожирает косяки. В мережи частенько попадает обглоданная корюшка.
Пессимисты дают промышленному лову корюшки от силы три года. А дальше народную рыбку ждет звание деликатеса - за стоимость и редкость. В ближайшее время дешевле красной рыбы она точно не станет.
- Работы по оценке численности нерпы Министерство природных ресурсов не проводит, популяцию не контролирует, - говорит заведующий лабораторией прогнозов сырьевой базы Государственного НИИ озерного и речного рыбного хозяйства Александр Шурухин. - Краснокнижные виды бесхозные. Нерпы очень много. Раньше ее в Волховской губе встречали крайне редко, обитала в северных районах Ладоги. А теперь в пределах нормы. Рыбу, которая пришла на нерест, выедает из сетей интенсивно и наносит существенный ущерб. Затрат на пропитание никаких. Иди себе за судами и тащи. Возможно, ее надо вычеркивать из списка особо охраняемых.